Новые судоходные маршруты в Арктике: геополитические последствия

Традиционно Арктика характеризовалась как область сотрудничества и низкой напряжённости, но теперь, с наступлением климатических изменений, это меняется. В докладе Исследовательской службы Конгресса США по Арктике отмечается, что хотя сотрудничество в регионе по-прежнему важно, Арктика всё больше рассматривается как место геополитического соперничества между США, Китаем и Россией.

С открытием новых маршрутов судоходства, таких как Севморпуть и Северо-Западный проход, государства меняют своё поведение в Арктике. С исчезновением льдов, эти более короткие морские пути, порты и природные ресурсы региона вызывают новый интерес к этому, ранее считавшемуся недоступным, региону. Государства проявляют заинтересованность в использовании новых морских маршрутов для сокращения времени доставки грузов, добыче полезных ископаемых, в развитии регионального судоходства, рыболовства и туризма. Однако непредсказуемые моря, суровые климатические условия, высокие затраты и отсутствие развитой инфраструктуры препятствуют социально-экономическому и морскому развитию Арктики.

Северный Морской путь

Хотя СМП впервые был открыт Советским Союзом в 1930-х годах, он многие десятилетия не был надёжным транзитным маршрутом из-за ледяного покрова. Однако со всё более активным таянием полярных льдов, СМП всё больше и больше рассматривается как потенциальный транзитный маршрут. Однако тут есть геополитические затруднения и нерешённые вопросы. Россия заявила, что СМП лежит в её территориальных водах, что даёт ей исключительные права на развитие территории и сопровождение судов. США и другие державы оспаривают эту претензию, что приводит к интересному парадоксу, когда ни одна сторона не признаёт прав другой на контроль над этим маршрутом. Интересно, что Канада признаёт претензию России на СМП, поскольку Россия признаёт претензию Канады на СЗП.

Другая геополитическая озабоченность это развитие СМП.  США многие годы не проявляли к этому никакого интереса, но другие страны действовали иначе. Китай, например, сотрудничает с Россией в развитии СМП, поскольку  считает этот маршрут важным для своих национальных экономических интересов. Хотя это требует очень больших ин6вестиций и времени, Китай явно рассматривает развитие СМП как игру в долгую. СМП сегодня, может, и не очень пригоден для использования, но через несколько десятилетий всё легко может измениться.  В геополитическом плане это будет иметь огромные последствия, так как ещё сильнее сблизит Китай и Россию как союзников и заставит их строить больше ледоколов – необходимого инструмента для обеспечения судоходства в этом регионе.

Северо-Западный проход

Хотя в прессе больше внимания уделяется СМП, Северо-Западный проход также вызывает озабоченности, являющиеся отражением российских. Канада заявляет, что СЗП находится в её внутренних  водах, и поэтому все суда тут должны подчиняться канадскому законодательству и суверенитету. С открытием СЗП для судоходства, канадские эксперты также высказывают опасения по поводу возможных экологических катастроф, военной безопасности и безопасности населения. Однако, как и с СМП, вопрос тут сводится к суверенитету. США и ЕС оспорили претензии Канады, заявляя, что СЗП это международный пролив, и что в отношении него действует неотменяемое право транзитного прохода. Как уже отмечено, Россия и Канада взаимно признают претензии друг друга на соответствующие арктические маршруты.

С геополитической точки зрения, открытие для судоходства СЗП будет иметь те же последствия, что и СМП. Хотя тут меньше затронуты другие страны, всё ещё остаются международные правовые вопросы о том, кто контролирует пролив. Вторая проблема это потенциальные экологические катастрофы и военная безопасность в регионе. Аналитики указывают на возможность проникновения в Канаду террористов через малонаселённый арктический регион – что делает открытие СЗП проблемой для национальной безопасности Канады.

Новые порты

Одно из самых интересных направлений это развитие в Арктике новых портов, как для транспортировки углеводородов, так и для военных нужд, по всему региону. Возглавляет эту тенденцию Россия, и растущая российская милитаризация Арктики вызывает всё большую обеспокоенность многих политиков, особенно в США. Это строительство можно объяснить несколькими причинами: защита и сохранение живучести средств ответного удара, защита коммерческих интересов России, а также решение экономических проблем её полярного региона. Как бы там ни было, всё это происходит. В последние годы Россия заново открыла более 50 советских баз в Арктике, обеспечив себе больше стратегических портов по всему региону и сделав послание другим странам. Ни одно другое государство не имеет такого прочного присутствия в Арктике, как Россия. Открывая эти порты, независимо от их практичности, Россия посылает сигнал, что будет отстаивать то, что она считает историческим доминированием в этом регионе.

Заманчиво рассматривать эти новые порты как первый шаг в геополитическом соперничестве между великими державами. По словам бывшего госсекретаря Майка Помпео, строительство этих портов похоже на действия Китая в Южно-Китайском море и является проявлением агрессии. Независимо от реальности, слова Помпео указывают на то, что США воспринимают это именно так и будут реагировать, как считают нужным. Я бы сказал, эти слова нельзя назвать чистой провокацией. С открытием СМП и ростом добычи углеводородов и геологоразведки, России потребуется больше баз для отслеживания этой  деятельности. Нельзя ожидать экономического развития без последующей государственной поддержки в виде баз. Однако этот нарратив геополитической конкуренции, безусловно, присутствует как в России, так и в западных странах.

Геополитический анализ

Открытие новых маршрутов судоходства и строительство новых портов сами по себе не указывают на усиление геополитической напряжённости в Арктике. А вот их последствия – да. Возросшая активность на СМП и СЗП влечёт за собой ряд геополитических озабоченностей. Первая из них – вопрос о суверенитете. В отношении обоих маршрутов нет ясности в том, у кого есть право определять, кто может проходить по ним, и каких стандартов при этом придерживаться. А без определённого ответа на эти вопросы будет расти неопределённость и вероятность возникновения непонимания между государствами.  Вторая озабоченность – это транснациональная преступность. С ростом трафика на этих морских путях государствам Арктики нужно будет найти способы осуществлять мониторинг над судами и их деятельностью. В противном случае можно ожидать роста браконьерства и контрабанды. Поэтому государства Арктики, особенно Канада и Россия, должны найти способы лучше контролировать свои северные границы. Меры по усилению пограничного контроля могут повлечь за собой увеличение военного присутствия и присутствия служб безопасности. А это, хоть и явится признаком стабильности, в целом может привести также к росту напряжённости между державами.

И последняя геополитическая проблема – это отношения России и Китая. Развитие СМП положило начало потенциальному геополитическому альянсу России и Китая, в котором Китай предоставляет финансирование и технологии для развития СМП, а Россия обеспечивает доступ и прибыли для Китая в будущем, когда он захочет воспользоваться СМП. С американской точки зрения, российско-китайский альянс вызывает беспокойство, так как это увеличивает вероятность китайского влияния в Арктике, а также объединяет две страны, у каждой из которых плохие отношения с США. Оправданы эти опасения или нет, США всё равно будут действовать в соответствии со своими страхами и на всякий случай могут начать наращивать свою военную мощь в Арктике.

Хотя может показаться, что изменения в Арктике происходят очень быстро, ещё есть время подготовиться для геополитическим переменам на Севере. Государствам не придётся решать на ход, какой будет новая политика, без согласования с другими арктическими партнёрами. Короче говоря, геополитическая напряжённость может возрасти, но не стоит торопиться с принятием решений, не рассмотрев тщательно все способы избежать геополитического конфликта.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0