Как египетский храм оказался в нью-йоркском музее Метрополитен

Храм Дендур после переезда в музей Метрополитен в Нью-Йорке

Возможно, настоящий египетский храм, размещённый внутри музея Метрополитен, не задержит надолго внимание посетителя, пресыщенного разнообразием современных музейных коллекций. Но выйдя наружу, он может задуматься, как же такая махина оказалась в Нью-Йорке? И такой же вопрос могут задать себе посетители музеев Мадрида, Лейдена и Турина. В каждом из этих городов имеется по настоящему древнему храму, подаренному правительством Египта, за вклад страны в один из самых амбициозных проектов ЮНЕСКО – величайшую операцию археологического спасения.

Археологическое спасение Абу-Симбел. После строительства Верхней Асуанской плотины на реке Нил под воду ушло множество древних нубийских монументов. Храм Вади-эс-Себуа — одно из немногих сооружений, которые удалось переместить, чтобы избежать затопления. Египет, ноябрь 1963.

В самый разгар холодной войны Специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) организовало международную кампанию по спасению монументов Нубии, в рамках которой завершено 40 технических операций при участии команд со всех пяти континентов. Программа длилась с 1960 по 1980 год, и благодаря ей немалое количество храмов удалось спасти от погружения под воду после строительства Верхней Асуанской плотины. О планах по созданию новой плотины было объявлено в 1954 году, а завершено строительство в 1970. К 1976 году водохранилище достигло плановых размеров.

С самого начала между США и СССР велась борьба за влияние в регионе. Проект плотины предоставила советская сторона. Ещё до начала строительства Суэцкий кризис усилил напряженность между Египтом и различными странами, предлагавшими финансирование проекта. В итоге президент Насер одобрил лишь советское участие, но позже в 1959 году египетское и суданское правительства запросили помощи ООН в перемещении монументов, оказавшихся под угрозой затопления.

Водохранилище новой плотины получило название озеро Насер. Оно так велико, что его видно с орбиты, и без скоординированных действий ООН погребло бы 22 монумента и архитектурных комплекса под 50-метровой толщей воды. Международные команды завершили выдающийся объем работ по тщательной нумерации и аккуратному перемещению тысяч многотонных объектов.

США, Испания, Италия и Нидерланды получили храмы в 1970-х. Только в Испании свой храм (Храм Дебод) разместили на открытом воздухе, и споры о защите его от окружающей среды возобновились после визита египтолога в 2020 году.

Храм Дебод после перемещения в Мадрид

Итальянское правительство разместило Храм Эллезии в Египетском музее в Турине. Это вторая в мире по величине коллекция древнеегипетских ценностей за пределами Египта, служившая центром изучения древнего Египта с начала 19 века. Нидерланды определили Храм Таффе в Национальный музей античности, где его разместили таким образом, чтобы публика могла видеть его ещё до оплаты входного билета.

Эти четыре храма – лишь малая доля археологических ценностей, спасённых во время нубийской кампании. Наиболее грандиозным проектом этой кампании, без сомнения, стало перемещение пары высеченных из камня 3 тысячи лет назад храмов Абу-Симбел вниз по реке с острова Филе.

Фотография Абу-Симбел, сделана в 1853 г.  Джоном Бизли Грином

Нубийский регион играл для египтян важную роль как источник золота и других ценностей. Большинство храмов возведено в период десятилетий активного строительства Рамзеса II, желавшего продемонстрировать мощь своей династии и распространить египетскую культуру на область, нынче известную как Судан. Построенные в течение 20 лет храмы посвящались Рамзесу II и его жене Нефертари. За прошедшие сотни лет храмы пришли в запустение и постепенно их поглотила природа.

В период наполеоновских войн Африканская Ассоциация, приняла на работу исследователем неординарного швейцарского учёного Иоганна Людвига Буркхардта. Переодетый бедняком, он путешествовал по Африке и Среднему Востоку, изучая арабский язык и местные традиции. В последний год своих скитаний он обнаружил утерянный Абу-Симбел, и к счастью, перед трагической смертью успел рассказать о своей находке товарищу исследователю. Он вошел в историю как первый европеец, посетивший Петру, за год до открытия Абу-Симбел.

Даже после того, как новая плотина была достроена и озеро Насер начало заполняться, план перемещения Абу-Симбел ещё не был принят. Безумные идеи вроде заключения храмов в подводный стеклянный купол или помещения их на понтоны были отвергнуты. В конце концов было решено разрезать статуи и храмы на блоки весом около 20 тонн и построить перемычку, чтобы на время удержать воду разливающегося озера.

 

Фото из архива ЮНЕСКО

В начале ноября 1963 года группа гидрологов, инженеров, археологов и других профессионалов установила рассчитанный на несколько лет план ЮНЕСКО по разбору обоих храмов на чёткие блоки (807 для большого храма, и 235 для малого), которые были пронумерованы, аккуратно перемещены и восстановлены в исходном положении внутри специально высеченной горной ниши.

Фото из архива ЮНЕСКО

Инженеры проекта даже провели точные расчёты, восстановив на новом месте выравнивание относительно солнца, с тем чтобы дважды в год 22 февраля (дата восхождения Рамзеса II на престол) и 22 октября (его день рождения) восходящее солнце сквозь узкую щель освещало лица скульптуры Рамзеса II и ещё двух статуй, находящихся глубоко внутри храма. В итоге, в сентябре 1968 года, завершение проекта ознаменовала пышная церемония.

Ещё один знаменитый монумент — храмовый комплекс на острове Филе, посвящённый богине Изиде, позже, в 6 веке, переоборудованный в церковь. В течение трёх лет сплочённая международная команда трудилась, чтобы сдвинуть его на расстояние 500 метров, на более высокий уровень. Священные здания располагались в Нубийской долине тысячи лет, окружённые пышными растениями и посещаемые лишь жрецами. Согласно легенде, ни птицы, ни рыбы не смели приближаться к острову.

Павильон Траяна на острове Филе, 1960

К 1950 году храм на острове Филе уже около 50 лет был подтоплен Нилом после появления Нижней Асуанской плотины в 1902 году. Прекрасные постройки залепило илом, а фрески смыло водой.

Святилище Изиды, во время наводнения в 1969.

Чтобы добраться до места, требовалось построить широкий перешеек, и затем здания были разобраны на примерно 40 тысяч частей размером от 2 то 25 тонн. Восстановленные здания переместили в безопасное место на соседний остров.

Спасённые монументы стали популярным направлением среди туристов, несмотря на их удалённость от городов. Человеческие, интеллектуальные и финансовые ресурсы, привлечённые для проекта длиной в 20 лет, стали беспрецедентными в истории ЮНЕСКО, и по завершении было решено создать Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО и Список Всемирного наследия. В список стали включать исторически значимые объекты, такие как Венецианская лагуна, Исторический центр Вены, камбоджийский Ангкор-Ват.

Храм Изиды, часть храмового комплекса острова Филе, на своём новом месте на острове Агиликия посреди озера Насер.

В знак благодарности Египет подарил четыре спасённых храма странам, принявшим наиболее активное участие в проекте, чтобы посетители таких музеев, как Метрополитен, могли прикоснуться к частичке 3000-летнего нубийского прошлого, которое их страны помогли спасти.

Храм Дендур в музее Метрополитен

Сегодня храм Дендур, переданный музею президентом Линдоном Джонсоном в 1967 году после того как Египет подарил его США, является одним из наиболее известных экспонатов музея. И хотя большинство посетителей покинут музей, теряясь в догадках, как он сюда попал, вы будете знать всю историю, лежащую за великим спасением египетских храмов от затопления.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий