Хотите верьте, хотите нет, но нефтяные компании в России и Саудовской Аравии аплодируют «климатическим активистам», которые ведут битву с такими компаниями, как Shell и Exxon.
А всё потому, что победы, одержанные в зале суда борцами против Shell, Chevron и Exxon, оказываются ветром, надувающим паруса Saudi Aramco, Abu Dhabi National Oil Co и Газпрома. Как сообщает Reuters, давление на американские компании, чтобы они быстрее сокращали выбросы углекислого газа, всё больше смещает деловую активность в сторону саудовских и российский компаний и стран ОПЕК.
Среди недавних таких побед – решение голландского суда, потребовавшего от Shell «резко сократить выбросы».. Exxon и Chevron тоже активисты борьбы с акционерами, которые обвиняют этих гигантов в недостаточной активной борьбе с изменением климата.
Амрита Сен из консалтинговой компании Energy Aspects утверждает: «Спрос на нефть и газ далёк от пика, и их поставки будут необходимы, но международным нефтяным компаниям не позволят инвестировать в эту отрасль, а это означает, что в дело должны будут вступить национальные нефтяные компании».
Между тем саудитов проблема изменения климата, по-видимому, не очень волнует. Когда Международное энергетическое агентство месяц назад издало указание свернуть все новые разработки в нефтегазовой отрасли, министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Салман отреагировал заявлением: «Это (доклад МЭА) – всё тот же «Ла-Ла-Лэнд», очередная серия. Почему я должен относиться к нему серьёзно? Мы (Саудовская Аравия) добываем нефть и газ по низкой цене и производим энергию из возобновляемых источников. Я призываю мир принять эту реальность – мы не рвёмся стать победителями во всех этих мероприятиях».
Представитель Газпрома выразился резко: «Похоже, что Западу в своих поставках придётся больше полагаться на тех, кого он называет «враждебными режимами». Reuters отмечает, что «ведущие западные нефтяные компании, такие как Shell, «резко расширились за последние 50 лет», в результате попыток Запада сократить зависимость от ближневосточной и российской нефти. Сейчас эти производители должны сбалансировать продолжение добычи с нарастающим хором критики по поводу изменения климата.
Ник Стэнсбери из Legal & General, управляющей 1,8 трлн. долларов, сказал: «Жизненно важно, чтобы мировая нефтяная промышленность приводила свою добычу в соответствие с целями, поставленными в Парижском соглашении. Но это должно происходить в соответствии с проводимой политикой, изменениями спроса и восстановлением мировой энергетической системы. Принуждение к такому решению одной компании в суде (если это вообще эффективно) может привести только к росту цен и упущенной прибыли»
Хотя Саудовская Аравия утверждает, что поставила перед собой цель сократить выбросы углерода, она не подотчётна перед ООН или перед активистами-акционерами, как западные компании. Газпром перешёл на природный газ, чтобы попытаться сократить углеродные выбросы.
На западные нефтяные компании приходится около 15% мировой добычи, а на Россию и ОПЕК – около 40%. В то же время мировое потребление выросло до 100 млн. баррелей в день, по сравнению с 65 млн. баррелей в день в 1990 г.
«Те же самые нефть и газ всё равно будут всё так же добываться. Просто с более низкими стандартами ESG», — заключил руководитель нефтедобывающей отрасли одной из стран Ближнего Востока.