Путинская Россия: Ловушка, в которую не должен попасть Китай

(200105) — BEIJING, Jan. 5, 2020 (Xinhua) — Chinese President Xi Jinping shakes hands with Russian President Vladimir Putin ahead of their talks in Moscow, Russia, June 5, 2019. (Xinhua/Li Xueren)

Коммунистическая партия Китая гордится тем, что извлекла уроки из падения других диктатур. После краха СССР в 1991 г. китайские лидеры заказывали научные исследования и проводили семинары, пытаясь понять, как могучий некогда советский режим рухнул как карточный домик.

Это было отнюдь не бесполезным занятием. Уроки, извлечённые из советской катастрофы, такие как имперское перенапряжение, дорогостоящая гонка вооружений и экономический застой, помог КПП сформулировать собственную стратегию выживания в эпоху после Тяньаньмэнь. По общему мнению, партия извлекла пользу из этих уроков – пока президент Си, придя к власти в конце 2012 г.,  не принял совершенно новую стратегию.

Теперь, когда Китай  фактически вернулся к единоличному правлению, КПП, возможно, стоит взглянуть на опыт России при двадцатилетнем правлении Владимира Путина.

КПК намечает дальнейший путь, и впереди таятся опасности, которые ускорили крах СССР, такие как разворачивающаяся холодная война с США, но есть и угрозы совершенно другого рода. Недопущение ошибок, совершённых Путиным,  должно, по крайней мере, теоретически укрепить власть КПК, когда Си начинает второе десятилетие своего правления.

Конечно, официальный нарратив изображает эпоху Путина как впечатляющий успех, когда сильный правитель России оживляет экономику, восстанавливает порядок и возвращает Москве статус великой державы. Конечно, на деле всё по-другому.

Причиной восстановления экономики России стал рост цен на нефть, совпавший с первым десятилетием правления Путина. Несмотря на то, что Путин в течение нескольких лет после своего прихода к власти в 1999 г.  демонтировал зарождавшуюся в России демократию, он только со своего второго срока начал играть геополитическими мускулами России. А с начала третьего президентского срока (в 2008-2012 г. он был премьер-министром) Путин с удвоенной силой продолжил ту же стратегию, чтобы сделать Россию снова великой.

Послужной список Путина в последние 9 лет изобилует невыполненными обещаниями и дорогостоящими промахами. В экономическом отношении Россия по-прежнему зависима от углеводородов, причём на них в 2018 г. приходилось 39% экономики. Амбициозные проекты Кремля по развитию высокотехнологичных отраслей и диверсификации экономики по-прежнему всего лишь пустые разговоры.

Тем временем железная хватка, которой Путин держится за власть, превратила российскую политику в театр одного актёра. В результате действия Москвы больше связаны с защитой имиджа и власти Путина, чем с продвижением национальных интересов России и решением её давних социально-экономических проблем.

Самое катастрофическое последствие реваншистской внешней политики Путина, проявившейся в захвате Крыма в 2014 г., это международная изоляция России и эскалация напряжённости в Западом. Путин, возможно, доволен своими тактическими достижениями, такими как война на востоке Украины, военная интервенция в Сирии и вмешательство в президентские выборы в США в 2016 г., которое помогло Трампу выиграть Белый дом.

Но стратегические издержки для России колоссальны. Санкции, введённые Западом после захвата Крыма, нанесли тяжёлый урон российской экономике. Прокси-война на востоке Украины истощает ограниченные ресурсы Москвы. Дипломатическая изоляция толкнула Путина в объятия Китая – тактический альянс, которого Путин бы постарался избежать, будь у него выбор. В течение своего первого президентского срока Путин придерживался весьма холодной позиции по отношению к Китаю.

Если КПК желает избежать трудностей, в которых оказалась Россия, ей следует извлечь несколько ценных уроков из путинизма.

Урок первый – не ставить «телегу» геополитики впереди «лошади» экономики. Крупнейшая ошибка Путина это переоценка своих сил и конфронтация с Западом с позиции экономически более слабой страны. Россия, может, и обладает тысячами ядерных боеголовок, но структурные слабости её экономики – чрезмерная зависимость от природных ресурсов, объём экономики менее одной десятой от экономики США и отсутствие коммерческого высокотехнологического сектора  не могут поддерживать крайне амбициозную внешнюю политику.

Поэтому тактические успехи приносят в основном иллюзорные геополитические выигрыши. Например, военное вмешательство Путина в Сирии на бумаге может выглядеть блестящим шагом, но в долгосрочной перспективе выгода для России ничтожны, поскольку Ближний Восток очень далеко от российских границ .

Другой урок в том, что нельзя недооценивать издержки конфронтации с Западом. США и их союзники обладают широким спектром инструментов, таких как финансовые санкции, технические ограничения и помощь Украине, которые серьёзно увеличили для России издержки после захвата Крыма.

И последний урок – уже принятый курс скорректировать почти невозможно при правлении сильного лидера, во второе десятилетие нахождения у власти дела, как правило, идут всё хуже, поскольку самые авторитарные лидеры после десяти лет выдыхаются. Если обещанные реформы не реализуются в течение первого десятилетия, большинство лидеров вряд ли много добьются в течение второго. В то же время они с большой вероятностью будут удваивать свои ошибки,   вместо их исправления, для того, чтобы избежать подрыва своего авторитета

Учитывая демонстративно тёплые отношения между Китаем и Россией сегодня, невозможно представить, чтобы китайские лидеры приводили путинскую Россию как пример того, как нельзя управлять страной. Но они делают огромную ошибку.  Видимое намерение следовать по тому же пути, который избрал Путин десять лет назад, вполне может сделать сегодняшнюю Россию завтрашним Китаем.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий