Запрещенная книга, написанная кровью Саддама Хуссейна

Глубоко под мечетью «Умм аль-Кура» («мать всех городов») в Багдаде, запертый в тайном хранилище, находится предмет, который можно описать только как теологический парадокс. Этот объект является настолько кощунственным, что, согласно исламскому закону, он должен быть уничтожен, но в то же время по сути своей он настолько святой, что сделать это никак невозможно. Речь идет о «Кровавом Коране», копии исламской священной книги, написанной от начала до конца кровью бывшего иракского диктатора Саддама Хуссейна.

«Кровавый коран» был заказан лично Саддамом 28 апреля 1998 года по случаю его 61-летней годовщины. Незадолго до этого диктатор с новой силой уверовал в Аллаха после того как его сын Удай Хуссейн чудом остался жив после покушения на убийство 12 декабря 1996 года. В официальном письме, опубликованном в 2000 году, Саддам объяснил, что книга должна была символизировать его благодарность Всевышнему за то, что тот благополучно провел его через множество «заговоров и опасностей» на протяжении долгой политической карьеры. «Моя жизнь была полна опасностей и ситуаций, когда я должен был потерять много крови…но поскольку я пролил ее совсем немного, я попросил, чтобы кто-то написал слова Аллаха моей кровью в знак благодарности», – сказал он.

Саддам заказал изготовить книгу известному каллиграфу Аббасу Шакиру Джуди Аль-Багдади. В течение двух следующих лет медсестра взяла в общей сложности 27 литров крови иракского лидера и доставила ее аль-Багдади, который, после стабилизации с помощью специальных химикатов, использовал жидкость для того, чтобы написать 114 сур (глав) и 6 тысяч аятов (стихов) священной книги.

Когда работа была завершена в 2000 году, книга содержала 605 страниц, исписанных 2-сантиметровыми буквами, а поля были декорированы филигранными синими, красными и черными узорами. Эти страницы, заключенные в позолоченные рамки, были выставлены в специальном павильоне в самом сердце багдадской мечети Умм-аль-Маарик, или «Мать всех сражений».

Эта мечеть, строительство которой началось почти одновременно с написанием «Кровавого Корана» и завершилось в 2001 году, была воздвигнута по приказу Саддама, чтобы ознаменовать его «победу» над коалиционными силами в ходе войны в Персидском заливе 1990-1991 гг. Ее минареты символизируют и внешне напоминают баллистические ракеты «Скад» и стволы автоматов Калашникова. Павильон, где хранятся страницы Корана был почти все время закрыт, и открывался только по случаю прибытия особых гостей Саддама.

С самого начала «Кровавый Коран» вызвал бурю разногласий среди мусульманского духовенства. Согласно закону Шариата, человеческая кровь считается «наджи», то есть ритуально нечистой, и все, что касается ее, также становится нечистым. Таким образом, написание Корана, святого слова Аллаха, кровью, является особо греховным деянием, или «харам». Аббас аль-Багдади, создатель книги, хорошо знал об этом, но не мог отказаться из страха перед репрессиями со стороны режима Саддама. В одном из интервью в 2003  году, аль-Багдади, который сейчас живет в американском штате Вирджиния, заявил: «Я не люблю сейчас об этом говорить. Это была мучительная часть моей жизни, о которой я хотел бы забыть».

Много противоречий вызывает и общее количество крови, которое Саддам Хусейн предоставил для проекта, а также вопрос о том, какое ее количество было на самом деле использовано для написания книги. В большинстве стран мира максимальное количество крови, которое закон позволяет сдавать донору, составляет пять или шесть доз, или около трех литров в год. При таком темпе Саддаму понадобилось бы почти девять лет, чтобы сдать 27 литров, а никак не два года. Это дало некоторым критикам режима повод для предположений, что кровь принадлежала не только самому иракскому диктатору, но и простым смертным, или даже политическим заключенным. Впрочем, учитывая, что немногочисленные свидетельские показания относительно этого процесса в значительной степени противоречат друг другу, точный ответ на этот вопрос едва ли когда-нибудь будет получен.

«Кровавый Коран» экспонировался в мечети вплоть до 2003 года, когда американские вооруженные силы захватили Багдад. Когда город был охвачен боевыми действиями, служители мечети убрали книгу из павильона и спрятали ее в целях сохранности. Среди них был шейх Самарраи, который даже прятал часть страниц в своем собственном доме. Самарраи сейчас является одним из главных хранителей «Кровавого Корана», который по-прежнему спрятан в специальном подвале под зданием мечети, ныне переименованной в Умм-аль-Кура («мать всех городов»), за тремя запертыми дверями. Саммараи объяснил в 2010 году: «Я знал, что книгу будут очень упорно искать, и мы приняли решение защитить реликвию. Однако, увидеть ее сейчас совсем непросто. Существует три ключа и ни один из них не хранится в каком-либо постоянном месте. Один находится у меня, еще один – у начальника полиции, а третий спрятан в другой части Багдада. Для того, чтобы кто-то мог получить доступ к книге, требуется решение комитета».

«Кровавый Коран» почти никогда не демонстрировался посетителям. Книга хранилась вдали от людских глаз, поскольку священнослужители и политики спорили о том, как с ней следует поступить. Хотя метод ее создания делает ее нечистой и даже кощунственной, тем не менее, «Кровавый Коран» от этого не перестает быть Кораном, а стало быть, согласно исламской традиции, он не может быть обезображен или уничтожен. Таким образом, эта книга представляет собой серьезное теологическое затруднение для Ирака.

Профессор исламской мысли в Багдадском университете Абдул Кахар Аль-Ани объясняет: «Саддам не является святым человеком, поэтому его кровь грязная. Но некоторые ученые-богословы говорят, что в этом нет проблемы, потому что в одной из битв воины Мохаммеда принесли благодарность Аллаху за победу с помощью крови врага на своих одеждах.

Я не согласен с этим. Подобная книга никогда не была написана со времен Пророка, так почему же Саддам должен был сделать это? Но здесь не существует универсальных правил – кому из богословов могло прийти в голову, что необходимо написать правила на этот счет?»

Однако, «Кровавый Коран» противоречив не только в теологическом, но и в политическом аспекте. Многие члены нынешнего правительства Ирака опасаются, что эта и другие реликвии эпохи Саддама могут способствовать сплочению сторонников партии БААС, и по этой причине книга должна быть уничтожена. По словам Ахмеда Чалаби, бывшего члена национального комитета дебаасификации: «Величайшим талантам Ирака приказывали делать монументы, предназначенные для подавления воли народа. Это очень разрушительно действует на состояние духа иракского населения. Это ясное напоминание о последствиях тоталитаризма и идеализации личности, которая воплощает зло. Эти памятники ничего не принесли Ираку. Они не заслуживают поклонения. В них нет никакой эстетической ценности. Я выступаю за их демонтаж».

Другие выражаются не столь определенно, включая Муваффака аль-Рубаи, бывшего советника по национальной безопасности, который эскортировал Саддама к месту казни в 2006 году: «Он правил в стране и влиял на весь мир, но он был частью нашей истории. Он был плохой частью нашей истории, но значил для Ирака очень многое, нравится нам это или нет. Мы не должны уничтожать наследие той эпохи. Мы должны помнить ее, все плохое и все хорошее, и извлекать из нашей истории уроки. А самый главный урок заключается в том, что диктатура никогда не должна вернуться в Ирак».

Еще более усложняет проблему тот факт, что в апреле 2003 года в Национальной библиотеке и архивных помещениях произошел пожар, в результате которого погибла большая часть художественного и литературного наследия Ирака. Таким образом, «Кровавый Коран» теперь является одним из немногих сохранившихся образцов аутентичной исламской каллиграфии.

Шейх Саммараи, хранитель книги, выражается более уклончиво: «Эта книга многое говорит о Саддаме. Однако, она никогда не должна оказаться в музее, потому что никто в Ираке не хочет видеть ее. Возможно, в будущем она может быть направлена в частный музей, как произошло с символикой гитлеровского режима».

А между тем, пока продолжаются споры, «Кровавый Коран» остается спрятанным от людских глаз за тремя замками. Это одна из самых странных и обескураживающих реликвий в исламском мире, а также один из самых долгоживущих артефактов, составляющих наследие 24-летней эпохи правления Саддама Хуссейна в Ираке.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий