Турецкий фактор в американо-российском конфликте по поводу гуманитарной помощи Сирии

Едва ли гуманитарная помощь Сирии была главным пунктом повестки дня в ходе европейского турне президента Джо Байдена, но Вашингтон дал понять, что, возможно, готов к некоторому изменению позиций по этому вопросу, который остается приоритетным для политики администрации США в Сирии. Поскольку переговоры Вашингтона с Москвой сосредоточены на обеспечении стабильного потока международной помощи и открытии пограничных переходов, Турция занимает ключевую позицию в этих переговорах.

Хотя Байден не смог добиться от президента Путина обязательства возобновить трансграничный доступ гуманитарной помощи в Сирию в ходе их встречи 16 июня в Женеве, его комментарии указывают на то, что оба лидера, возможно, готовы к некоторым изменениям.

«Путин обозначил, что он готов «помочь» по Афганистану… по Ирану, – сказал Байден по итогам встречи. – В свою очередь, мы сказали ему, что мы хотели бы сделать для обеспечения некоторой стабильности и экономической безопасности, а также физической безопасности людей в Сирии и Ливии».

В настоящее время наиболее острым вопросом является сохранение открытым контрольно-пропускного пункта Чилвегозу/Баб-эль-Хава на турецко-сирийской границе. Администрация Байдена также настаивает на разрешении вновь открыть КПП Баб-аль-Салама на границе с Турцией и аль-Ярубия на границе между иракским Курдистаном и северо-восточной Сирией.

Турция выступает против возобновления КПП аль-Ярубия на том основании, что помощь, поступающая через этот переход, будет поступать к курдской администрации на северо-востоке Сирии. Хотя Эрдогану не удалось добиться от Байдена того, чего он хотел, во время их встречи, заключительное коммюнике саммита НАТО предполагает некоторое смягчение для Турции.

Если администрации Байдена удастся сохранить работающим КПП Баб-аль-Хава и открыть еще один переход для передачи гуманитарной помощи, в сирийской политике может быть достигнута важная веха.

В период с 2014 по 2020 год международная гуманитарная помощь поступала через четыре пограничных пункта в соответствии с решением Совета Безопасности ООН. Два из них, Аль-Ярубия и Рамсе, были закрыты в 2020 году. Утверждая, что помощь должна распределяться правительством Сирии, Россия наложила вето на продление разрешения на их работу. В настоящее время гуманитарная помощь поступает через единственный КПП в Баб-эль-Хаве.

Посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что продление работы КПП Баб-аль-Салама и открытие дополнительных переходов станет проверкой того, смогут ли в будущем сотрудничать Соединенные Штаты и Россия в Сирии.

Что касается возобновления работы КПП Аль-Ярубия, возражения Москвы являются не единственным препятствием. Турция также выступает против этой идеи, поскольку помощь, поступающая через этот КПП попадет в руки курдской администрации на северо-востоке Сирии.

Тем временем, Россия, вероятно, ищет новую формулу, которая подтолкнула бы курдов к сближению с Дамаском. Один из сценариев предполагает, что если Соединенные Штаты оставят контроль над нефтяными скважинами на севере страны Дамаску, то Москва может разрешить возобновление работы аль-Ярубии. Хотя конкретных подтверждений подобным предположениям нет, недавние события увеличили вероятность такого сценария.

Администрация США решила не распространять освобождение от санкций, предоставленное администрацией Трампа в апреле 2020 года, на операции американской нефтяной компании Delta Crescent Energy на северо-востоке Сифрии. Байден, возможно стремится проложить путь к сотрудничеству с Россией, отказавшись от политики США по контролю над сирийской нефтью. Этот шаг может быть направлен на то, чтобы смягчить озабоченность Анкары по поводу перехода нефтяных объектов под контроль курдов и ее возражения против возобновления работы КПП Аль-Ярубия.

После того, как нефтяные скважины перешли под контроль Сирийских демократических сил (основу которых составляют курдские Отряды народной самообороны), позиции Москвы и Дамаска по отношению к курдам резко переменились. Партнерство между США и курдами, а также доминирование курдов над сирийской нефтью и зерном являются основными препятствиями в переговорах с Дамаском. Возобновление работы КПП Аль-Ярубия и переход контроля над сирийской нефтью могут стать поворотным пунктом для треугольника Турция-Россия-США в Сирии.

Хотя администрация США по-прежнему настаивает на том, что политическое урегулирование в Сирии должно быть достигнуто в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН, которая призывает к свободным и справедливым выборам под наблюдением ООН, саммит Байдена-Путина, возможно, дает основания для предположений об изменении позиций Вашингтона в отношении сирийского правительства.

Что касается Турции, вопрос о том, превратится ли относительная поддержка, оказанная НАТО Анкаре в итоговом документе недавнего саммита, в конкретную помощь или нет, остается открытым. Байден не исключил сотрудничества с Россией по иранским, афганским, ливийским и сирийским проблемам, а это означает, что выполнение американцами желаний Турции отнюдь не гарантировано.

Между тем, в последнее время Анкара предприняла несколько шагов, в том числе в Грузии, Украине и Польше, чтобы продемонстрировать свой вклад в усилия Запада по сдерживанию России. Напряженность, накопившаяся между Россией и Турцией на этих фронтах, может перерасти в обострение в Идлибе, где Дамаск и Москва уже усиливают военное давление. Иран также концентрирует военную мощь вокруг Алеппо.

Поддержка Турции со стороны НАТО могла быть направлена на укрепление ее способности сдерживания перед лицом надвигающегося шторма в Идлибе. Однако, Анкаре не хватает конкретных гарантий по этому вопросу, о чем свидетельствуют и высказывания Эрдогана по итогам его встречи с Байденом.

«Я считаю, что мы сами можем о себе позаботиться. Другого способа сделать это не существует», – сказал Эрдоган после переговоров, выразив разочарование в связи с поддержкой сирийских курдов Америкой.

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий