Эммануэль Макрон и Ангела Меркель поставили своих европейских союзников в неловкое положение в коне июня на заседании Европейского Совета, призвав к более тесному взаимодействию с Россией и даже выдвинув идею пригласить Владимира Путина на встречу с лидерами ЕС впервые после присоединения Крыма. Эта инициатива, которая, похоже, застала многих европейских лидеров врасплох, возникла на фоне неожиданно успешной встречи Путина с президентом США Джо Байденом в Женеве. После нескольких лет распада отношений между Москвой и Вашингтоном, в Швейцарии появилась слабая надежда на формирование немного менее враждебных отношений и даже на сотрудничества по ограниченному кругу проблем.
В краткосрочной перспективе аналогичное сближение между Брюсселем и Кремлем представляется маловероятным, после того как Европейский Совет, по предложению стран Балтии, принял довольно жесткую риторику в отношении России. Тем не менее, внутренние противоречия между членами ЕС по поводу того, как следует вести себя с Москвой, лишь еще раз подчеркнули, насколько важно для Запада минимизировать напряженность с Россией, вместо того, чтобы продолжать опасное балансирование на грани войны.
Высокопоставленный казахстанский дипломат недавно вновь выдвинул идею проведения международного саммита в Казахстане с участием ЕС и России. Может ли эта центральноазиатская страна, учитывая ее географическое положение и тесные связи как с Западом, так и с Востоком, предоставить нейтральную площадку для Брюсселя и Москвы, чтобы они могли ослабить напряженность?
Никто не ожидает мгновенных чудес после женевского саммита, но встреча между Байденом и Путиным, судя по всему, оказалась довольно успешной в достижении поставленных целей — создания условий для диалога. В то же время, надежды Германии и Франции на аналогичное размораживание отношений между Евросоюзом и Россией, были разрушены в недвусмысленных выражениях их союзниками в ходе июньского заседания Европейского Совета. Особенно жесткая критика звучала со стороны Польши и стран Балтии. Недавние маневры в Черном море, когда Британия направила свой военный корабль к побережью Крыма в знак поддержки Украины, и он был встречен предупредительной стрельбой со стороны Москвы, подчеркивают острую необходимость отвести отношения Европа-Россия от края пропасти.
Эта надежда может показаться напрасной после того как высокопоставленный европейский дипломат Жозеп Боррель недавно заявил, что ожидает дальнейшего ухудшения отношений между ЕС и Россией. Однако, не все настроены столь же пессимистично. Незадолго до начала пандемии коронавируса, тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил провести в своей стране четырехдневный саммит между США, Евросоюзом, Китаем и Россией в попытке ослабить глобальную напряженность и открыть пути к сотрудничеству. В тот момент идея вызвала интерес в Европе, и хотя пандемия временно затормозила ее реализацию, недавно посланник президента Казахстана вновь озвучил эту идею в обширном интервью медиасети Euractiv.
У этой инициативы, определенно, есть потенциал. Столица Казахстана Нур-Султан (ранее — Астана) может оказаться подходящим местом, учитывая планы страны стать мостом между Западом и Востоком. Казахстан на самом деле не скрывает своих планов превратиться в центр международного посредничества, своего рода «азиатскую Женеву». Страна уже предоставила площадку для важных международных переговоров, включая мирные переговоры между Россией и другими ведущими игроками в Сирии а также предварительные переговоры, которые в конечном итоге привели к заключению соглашения СВПД по иранской ядерной программе. Усилия Нур-Султана по урегулированию острого геополитического кризиса, возникшего после присоединения Крыма к России, в частности, указывают на то, что Казахстан может помочь Москве найти путь к налаживанию отношений с западными партнерами.
Неудивительно, что Нур-Султан заинтересован в ослаблении напряженности между ЕС и Россией. На долю Европейского Союза приходится около 50 процентов внешней торговли Казахстана. Всего несколько недель назад в столице страны состоялся саммит по экономическим связям и энергетическому сотрудничеству между ЕС и Казахстаном. В то же время, будучи членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Казахстан поддерживает тесные связи с Россией, проявляя при этом осторожность в отношении любой политизации ЕАЭС. Кроме того, руководство страны стремится смягчить озабоченность правозащитных организаций, которые возражают против ее дипломатических устремлений. Президент Токаев в начале нынешнего года окончательно отменил смертную казнь, а в июне подписал декрет, улучшивший положение в области прав человека по нескольким приоритетным направлениям, включая гендерное равенство и права граждан с ограниченными возможностями.
Нельзя исключать вероятность того, что Казахстан выступит в качестве связующего звена между ЕС и Россией. Действительно, необходимо рассмотреть любое потенциальное решение, которое могло бы помочь предотвратить сползание отношений по «негативной спирали», недавно предсказанное председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. Хотя непоколебимые позиции правительств таких стран как Польша, Литва, Латвия и Эстония, безусловно, создают серьезное препятствие формированию менее враждебных отношений между Брюсселем и Москвой, возможно, это препятствие не является непреодолимым.
Несомненно, начало диалога представляет собой первый шаг в направлении снижения напряженности, которая сохраняется на протяжении последних лет. Что касается кибершпионажа, аннексии Крыма и репрессий в отношении политических оппонентов, поведение режима Путина, разумеется, не может оставаться безнаказанным, но бесконечное противостояние никому не принесет пользы ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе.