В 2014 г. в одном из интервью бывший президент США Билл Клинтон рассуждал о возможном существовании инопланетных существ в нашей вечно расширяющейся Вселенной. Закончил он на любопытной ноте: «Возможно, это единственный способ объединить наш всё более разделённый мир». Под словом «это» он имел в виду инопланетное вторжение из космоса.
А за 30 лет до него, в 1987 г., выступая на Генассамблее ООН, Рональд Рейган сказал: «Я иногда думаю, как быстро исчезнут все разногласия в мире, если мы столкнёмся с угрозой миру извне».
В 2011 г. в интервью нобелевский лауреат, экономист Пол Кругман утверждал, что инопланетная угроза поможет нам правильно расставить приоритеты и быстро наладить экономику. Он сослался на фильм «За гранью возможного», в котором опасность извне заставляет людей объединяться.
Эти настроения проистекают из того, что страны и общества и сообщества всё больше и больше поляризуются. И будущее тоже выглядит мрачным. Те, кто правит нами, часто находят полезным нас разделять, чтобы завоевать наше внимание, лояльность и голоса на выборах. Социальные сети и СМИ, похоже, используют наши собственные психологические склонности для усиления и углубления разногласий, чтобы получить больше пользователей, просмотров и прибыли.
Кажется, что мы не можем естественным путём переломить эту тенденцию. Сможет ли помочь нам в этом абсолютный внешний враг?
Объединяющий эффект инопланетного вторжения в фантастике
Действительно, научная фантастика неоднократно обыгрывала идею объединения человечества против общего инопланетного врага. В комиксах и фильмах «Сумеречная зона», «Хранители» угроза инопланетного вторжения создаётся с целью предотвратить приближающуюся мировую войну. В фильме 1996 г. «День независимости» подобное вторжение на самом деле происходит. И – о, чудо! – граждане всего мира отбрасывают все свои разногласия и действительно объединяются против общего врага, чтобы в конечном итоге победить его.
Насколько это реалистично? К сожалению, не очень. Двое авторитетнейших учёных, д-р Мичио Каку и д-р Стивен Хокинг разрушили мечты о коллективном героизме в борьбе против инопланетного вторжения. Оба согласились, что такое столкновение будет для нас катастрофой, поскольку, скорее всего, вторгнувшиеся инопланетяне будут настолько развитыми, что нас уничтожат прежде, чем успеем что-то сообразить.
Поэтому на данном этапе желаемое вторжение инопланетян как предвестник создания объединённого и гармоничного мира — не вариант.
Могут ли существовать другие угрозы, против которых может объединиться всё человечество и действительно иметь хорошие шансы на успех? Вот неполный список.
«Инопланетные» вторжения, которые мы могли бы отразить
Если говорить о космосе, может ли получиться объединить людей благодаря падению астероида? Можно снова вспомнить фильмы – «Армагеддон» и «Столкновение с бездной». Хотя эта угроза кажется возможной, такие катастрофы разделяют очень большие промежутки пространства и времени. Поэтому, если это когда-нибудь и принесёт человеческому обществу мир и равновесие, то ждать придётся ещё неизвестно сколько. Не очень хороший кандидат, чтобы помочь нам быстро найти общий язык.
А всегда ли общий враг должен приходить из космоса? Совсем не обязательно. Например, в мире продолжается голод. Каждый десятый человек в мире сейчас сталкивается с недоеданием, а миллионы людей умирают каждый год из-за плохого питания. Те же люди погибают от множества болезней, поддающихся лечению. Их жизнь в опасности. Однако, к сожалению, их проблемы, видимо, не волнуют тех, у кого их нет. Поэтому объединяющий общий враг должен угрожать, по крайней мере, потенциально, каждому.
А как насчёт неизлечимых болезней? Эбола? Зика? Их по большей части нам пока ещё удаётся сдерживать, но они могут стать серьёзным кандидатом. Может ли вирус уничтожить нас? Можем ли мы объединиться против него? Наш послужной список в этой области, увы, неутешителен. Например, совсем недавно мы не смогли объединиться против СПИДа – вместо объединения он породил серьёзные социальные предрассудки и дискриминацию. Не лучший кандидат.
В разных частях мира бушует война. В результате военных конфликтов гибнут и получают ранения десятки тысяч мирных граждан. И всё же эти трагедии часто остаются локальными. А сейчас, когда нападения можно производить с помощью дронов, для тех, кто их применяет, риски, потери и личное участие ещё больше сократились. Поэтому настоящий общий враг должен быть более глобальным. А как насчёт ядерной войны? Внезапный рукотворный апокалипсис мог бы стереть с лица земли миллионы людей за считанные минуты. Но между нами всё ещё идёт война. На самом деле ядерное нераспространение исторически увеличивало и усиливало разногласия, а не уменьшало их. Поэтому вряд ли эта угроза сможет нас объединить.
Изменение климата
А вот и глобальная проблема с хорошим потенциалом. Наша планета может меняться так, что наша жизнь может превратиться в жалкое выживание. Однако это слишком медленные изменения, по крайней мере, на данном этапе своего развития. Нечёткая природа климатических изменений также гарантирует, что очень многие эти изменения вообще отрицают. В 2015 г. мировые лидеры встретились, чтобы узнать, могут ли они прийти к консенсусу по этому вопросу. Результат был – «ну, наверное». И с тех пор дело не продвинулось к большему единству ни на шаг, скорее, наоборот.
А как насчёт резистентности бактерий? Это явление распространяется быстрее, чем ожидалось, оно затронет всех, может отбросить нас вспять, с точки зрения методов лечения и эффективности медицины, и будет глобальной угрозой нашему процветанию и самому выживанию.
В 2014 г. ВОЗ опубликовала заявление, что это уже не опасность будущего. Многие бактерии вскоре станут устойчивыми к антибиотикам. Их называют также супербакрериями, микроскопическими суперзлодеями, способными уклоняться от всех имеющихся у нас медицинских «пуль». Пока что лекарства против супербактерий нет. Это реальная угроза, стоящая у порога.
Наконец, со временем глобальной угрозой может стать искусственный интеллект. В настоящее время он полезен, поскольку выполняет то, что программируют люди. Но кто будет контролировать его, когда программы сами научатся это делать, и мы не будем знать их целей? Со временем они легко могут задаться вопросом, зачем вообще нужны люди. Можно привести длинный список антиутопий на эту тему, начиная с «Матрицы». Кто знает… возможно, мы сами выращиваем популяцию пришельцев в собственной среде.