С начала основания 20 лет назад Шанхайской Организации сотрудничества, блока, созданного Россией и Китаем, идут споры о его целях.
Но происходящие в последнее время столкновения между правительством Афганистана и Талибаном (движение, запрещённое в РФ) могут оказаться для блока решающим моментом.
Этот вопрос был в центре внимания на состоявшейся в четверг встрече ШОС в Душанбе, на которой китайский министр иностранных дел Ван И призвал ШОС «сыграть ключевую роль в достижении мира и урегулировании в Афганистане».
Он сказал также, что надеется, что организация «найдёт путь к региональному сотрудничеству, который соответствует веяниям времени» и «будет играть более важную роль в региональных и международных делах».
Наблюдатели считают, что Пекин надеется использовать ШОС, чтобы закрепиться в Центральной Азии – часть усилий Китая по противодействию влиянию США – а ситуация в Афганистане стала проверкой возможностей разрешить региональный конфликт.
Своё существование ШОС начала в 2001 г. как «региональная пятёрка»: Китай, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, группа, изначально созданная для разрешения пограничных споров.
С тех пор она расширилась до клуба из 8 членов – в организацию вступили Узбекистан, Индия и Пакистан – и предназначена для решения проблем безопасности в Евразии, и в частности, для борьбы с тем, что Китай описывает как «три зла» — с терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом.
Четыре страны – Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия – имеют статус наблюдателей, а в прошлом месяце самыми новыми партнёрами по диалогу стали Египет и Саудовская Аравия, присоединившись к уже находящимся в этом статусе Армении, Азербайджану, Камбодже, Непалу, Шри-Ланке и Турции.
Блок называют также инструментом для Китая по активизации своего участия в делах Южной и Центральной Азии, где, в отличие от России, ему традиционно не хватало геополитического влияния.
Однако критики высказывают сомнения в эффективности ШОС из-за ряда давних проблем.
Напряжённость между Индией и Пакистаном из-за Кашмира тянется уже десятилетиями, а приграничный спор Индии с Китаем в прошлом году перерос в столкновения с применением оружия.
Между тем, соучредители ШОС, Россия и Китай, похоже, не пришли к единому мнению о том, какой должна быть роль этой организации.
Для Китая это один из самых важных способов противодействия тому, что он называет угрозой со стороны вооружённых исламистов в Синьцзяне, где его политика подвергается растущей международной критике, однако Пекин настаивает, что борется там с угрозой терроризма.
Считается, что Пекин рассматривает ШОС как платформу для сдерживания того, что он называет «вторичным эффектом» со стороны соседних стран, опасаясь роста политической нестабильности внутри собственных границ.
Москва же склонна видеть ШОС как геополитический блок антизападной направленности.
Расширяющееся экономическое присутствие Китая в Центральной Азии также вызывает подозрения со стороны Москвы, которая рассматривает этот регион как свой «задний двор».
Но их взаимное соперничество с США привело к тому, что Китай и Россия выступают всё более единым фронтом и углубляют сотрудничество в самых разных областях.
Недавняя видеоконференция Владимира Путина и Си Цзиньпина завершилась подтверждением приверженности «разработке всеобъемлющих планов по содействию развития ШОС».
Инициатива Пояса и Пути – огромный план развития глобальной инфраструктуры, направленный на расширение торговых связей Китая со странами Азии, Африки, Европы и далее – была представлена Си Цзиньпином в 2013 г. во время его визита в Казахстан, что подчёркивало важность проекта для региона.
Два важнейших «экономических коридора» — включая особые экономические зоны, энергетическую и транспортную инфраструктуру – проходят через Центральную и Южную Азию. Коридор через Пакистан стратегически важен для Китая, поскольку предоставляет ему маршрут для транспортировки нефти и газа с Ближнего Востока, альтернативный Малаккскому проливу.
Китайские компании в 2005-2020 гг. уже инвестировали около 50 млрд. долларов в Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.
Регион не является лидером в плане зарубежных китайских инвестиций, но имеет огромное значение, поскольку Китай является крупнейшим в мире импортёром нефти и газа.
Но ключом к будущему экономическому успеху Китай считает безопасность и стабильность, а также укрепление связей со странами Центральной Азии, и ключевым элементом здесь для него является ШОС.
«Долгосрочное видение заключается в создании региона по представлению Пекина, где нет ценностных суждений, присущих западным демократическим организациям, но создаётся мягкий консенсус, позволяющий людям развиваться и делать что они хотят, в то же время давая Китаю структуру для продолжения диалога, когда этого им хочется», — говорит один из западных аналитиков.
Ли Вэй, эксперт Китайского института современных международных исследований, говорит: «То, что мы сейчас наблюдаем, это результат того, что США не способны решать проблемы в Афганистане. И урок, который мы должны из этого извлечь – наверное в том, что вмешательство иностранных держав в Афганистане может принести только ещё больше нестабильности и беспокойства вместо мира и стабильности». Однако он убеждён, что будущее страны связано с ШОС, которая может помочь в восстановлении и развитии страны, с тем, чтобы она получила возможность стать полноправным членом организации и восстановила стабильность.
«Ситуация в Афганистане будет влиять на остающиеся экстремистские и террористические организации… и это будет оказывать глубокое влияние на страны-члены ШОС».