Президент Соединенных Штатов Джо Байден и канцлер Германии Ангела Меркель, подписали в прошлом месяце заявление, которое, судя по всему, означает зеленый свет для спорного трубопровода «Северный поток-2», по которому российский природный газ будет поступать в Германию, минуя маршрут советских времен через Украину. Большинство политиков и экспертов в Киеве воспринимают это как неожиданный удар ножом в спину, который нанесет серьезный ущерб национальной безопасности страны. Однако некоторые видят в этом нежданное благо и надеются, что Украина освободится, наконец, от многолетней зависимости от российского газа и от транзитных сборов.
В Москве настроение также отнюдь не столь триумфальное, как можно было бы ожидать. Для обеих стран эта история неприятна тем, что лидеры США и Германии за столом переговоров заключили решающую геостратегическую сделку у них за спиной. И в этом скрыт суровый урок: Германия, давний союзник США, который был в высшей степени заинтересован в завершении проекта «Северный поток-2», занимает в расчетах Вашингтона гораздо больше места, чем Россия и Украина.
«Москва и Киев могут подсчитывать плюсы и минусы этого решения, но факт заключается в том, что они здесь почти ни при чем, – считает колумнист газеты «Коммерсант» Сергей Строкан. – Джо Байден хотел исправить ущерб, нанесенный трансатлантическому альянсу Дональдом Трампом, и он взял этот лимон – трубопровод, которого так хотела Германия – и сделал из него лимонад, уступив немцам».
Некоторые люди на Украине, возможно, очень расстроены этой явной демонстрацией того, что Украина и ее борьба с Россией не входит в число приоритетов США. Но и у Москвы нет особого повода для торжества. Да, давление на «Северный поток» снято, но не потому, что США признали российские интересы или готовы уступить им в будущем.
Почти двадцать лет назад Россия начала планировать новые маршруты поставки газа в обход Украины, где политические события явно приобретали антироссийский оборот, особенно после «оранжевой революции» 2004 года. Работа над газопроводом «Северный поток», предназначенным для транспортировки российского газа напрямую в Германию по дну Балтийского моря, началась в 2005 году. Она была завершена в 2011 году, но за это время между Москвой и Киевом разразилось несколько «газовых войн», которые угрожали конечным потребителям и подорвали репутацию России как надежного поставщика энергоносителей. Серьезные планы по «Северному потоку-2», обладающему достаточной пропускной способностью, чтобы больше не пользоваться трубопроводной системой Украины, появились в 2015 году, после прозападной революции Евромайдана.
«Газпром» стремился сократить транзит через Украину, – говорит Михаил Крутихин, партнер нефтегазовой консалтинговой компании RusEnergy. – Теперь у него более чем достаточно вариантов для прямых поставок в Германию, и украинский транзит утратил актуальность. В политическом отношении Россия многое выиграла. Она больше не зависит от Украины, а Европа расколота по этому вопросу, что вполне устраивает Москву».
Бурная реакция Киева, по словам экспертов, объясняется не столько экономическими потерями, хотя они и существенны, сколько ощущением того, что Украина стала разменной монетой в геополитической торговле между лидерами США и Германии. Президент Украины Владимир Зеленский даже не пытался скрыть свое «удивление» и «разочарование» по поводу этой сделки.
«Прекращение транзита – это не столько удар по экономике, сколько по политическим элитам. Именно поэтому мы наблюдаем невротическую реакцию властей, вместо прагматического поиска путей компенсации потерь», – говорит киевский экономист Алексей Кущ. Прекращение транзита газа неизбежно вызовет рост цен для потребителей и отраслей промышленности, многие из которых и без того являются устаревшими и неэффективными. Другими словами, для украинской экономики это означает потерю конкурентоспособности.
С 2014 года Украина начала разрывать связи с Россией. Некоторые из наиболее перспективных отраслей промышленности, включая авиацию и тяжелое машиностроение, которые в значительной степени зависели от российских рынков, оказались на грани банкротства. Однако лидеры Украины не желали расставаться с сетью трубопроводов и подземных хранилищ, через которые когда-то в Европу доставлялось 80 миллиардов кубометров газа в год, или около 80 процентов всего российского экспорта в Евросоюз.
Даже сегодня, по условиям действующего контракта, который истекает в 2024 году, Украина должна ежегодно перекачивать 40 миллиардов кубометров российского газа и получать не менее полутора миллиардов долларов транзитных сборов от «Газпрома», что составляет примерно 1 процент ее ВВП.
В германо-американском заявлении содержится обещание помощи Украине в переходе на «зеленые» источники энергии и компенсации любых потерь. Однако в документе также говорится о продолжении российского экспорта через газотранспортную систему Украины. Глава государственной компании «Нафтогаз» Юрий Витренко выразил обеспокоенность по поводу расплывчатости этих обещаний.
«Мы не вполне понимаем, готовы ли западные державы сделать все возможное, чтобы добиться сохранения транзита через Украину в условиях, когда Россия использует газ в качестве геополитического оружия, – говорит он. – Мы должны ожидать резкого сокращения объема прокачки через Украину, а с 2025 года, когда истечет нынешний контракт, мы должны быть готовы к прекращению транзита».
Некоторые эксперты утверждают, что Украине необходимо избавиться от зависимости от российского газа и найти более современные методы обеспечения домохозяйств и промышленных предприятий электроэнергией. «Первые лица Украины считают транзит газа едва ли не ее святым правом, – говорит киевский аналитик Дмитрий Марунич. – Самое печальное заключается в том, что эта политика контрпродуктивна для украинских потребителей».
Почти никто из экспертов в Москве или Киеве не ожидает, что глубоко укоренившаяся враждебность между двумя странами ослабнет, даже если обе страны осознают, что их интересы не стоят на повестке дня западных лидеров.
По мнению главы киевского Института глобальных стратегий Вадима Карасева, в результате решения по «Северному потоку-2», враждебные настроения в отношении России лишь возрастут. «Наши власти публично кричат, что их предали, – говорит он. – Но на самом деле эта сделка им даже на руку. Она дает им большую свободу маневра внутри страны, возможность игнорировать критику со стороны США по поводу отсутствия реформ и проводить собственную политику. В Киеве есть ощущение, что Запад в любом случае будет и впредь поддерживать Украину».