По сообщениям наблюдателей, совместные военные мероприятия Китая и России снова набирают обороты. Ожидается, что более десяти тысяч китайских и российских военнослужащих примут участие в пятидневных учениях на базе тактической подготовки в Нинся-Хуэйском автономном районе с 9 августа, которые Пекин оценил как шаг к углублению сотрудничества между вооруженными силами двух стран.
Это будут первые совместные учения с начала пандемии Covid-19. Хотя китайское Министерство обороны заявило, что они направлены на борьбу с терроризмом, сценарий предусматривает создание совместного командного центра, а также отработку задач по разведке, раннему предупреждению, электронным и информационным атакам и совместным ударам.
В конце августа в Синьцзяне начнутся соревнования в рамках VII Международных армейских игр под руководством России. Китайские военные, согласно сообщению Министерства обороны, присоединятся к коллегам из России, Беларуси, Египта, Ирана, Венесуэлы и Вьетнама, чтобы оттачивать свои навыки в эксплуатации боевых машин, стрельбе из переносных зенитных ракетных комплексов, а также ядерной, биологической и химической разведке.
А в сентябре Китай, как ожидается, снова присоединится к России, на этот раз наряду с Индией, Пакистаном и центрально-азиатскими странами, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, для проведения антитеррористических учений Шанхайской организации сотрудничества под названием «Мирная миссия-2021», которые пройдут на учебном полигоне Донгуз в Оренбургской области.
В последнее время Пекин и Москва снизили активность взаимодействия в военной сфере из-за пандемии. Однако, даже в этот период Китай принял участие в стратегических командно-штабных учениях «Кавказ-2020».
Растущая враждебность в отношениях с США, а также общие опасения по поводу дестабилизации обстановки в Центральной Азии, традиционной сфере влияния России, где наблюдается растущее экономическое присутствие Китая, сближают военных двух стран. Они посылают потенциальным противникам сигнал о своей способности и готовности действовать сообща, который служит сдерживающим фактором.
Совместные учения, вероятно, особенно важны для Китая, который с восьмидесятых годов не участвовал в реальных вооруженных конфликтах, в то время как российские партнеры проводили военные операции в ряде регионов, он Северного Кавказа и Грузии до Украины и Сирии. «Учебные операции с русскими полезны, потому что они участвуют в боевых действиях в течение нескольких последних десятилетий», сказал в интервью газете South China Morning Post российский военный эксперт Василий Кашин.
Такие регулярные совместные учения стали «основополагающим инструментом институциализации двусторонних военных связей в условиях отсутствия официального военного альянса», написал в докладе, опубликованном Центром стратегических и международных исследований (CSIS), старший научный сотрудник Гудзоновского института в Вашингтоне Ричард Вайц. – Они направлены на повышение оперативного мастерства обеих армий за счет освоения новых тактик, методов и процедур».
С 2018 года две страны начали проводить совместные крупномасштабные стратегические учения, призванные обучить совместным действиям командование высшего уровня. «Это означает, что они готовы вместе отрабатывать операции, требующие участия всех видов вооруженных сил и массовых перемещений войск. Не факт, что такие операции когда-нибудь будут проводиться, но сам факт учений является мощным сигналом, адресованным противникам и в первую очередь США», – считает Кашин.
Хотя Пекин и Москва неоднократно подтверждали, что их действия не направлены против какой-либо третьей стороны, все более частые совместные учения были встречены на Западе с явным подозрением.
Так, первое совместное патрулирование стратегической авиации в июле 2019 года, когда два китайских и два российских военных самолета вошли в опознавательную зону ПВО Японии и Южной Кореи над Восточно-Китайском и Японском морем, серьезно встревожили Токио и Сеул. Еще одно совместное патрулирование в декабре 2019 года побудило Японию и Южную Корею поднять в воздух истребители.
«Такие страны как Япония, имеющие давние территориальные споры как с Китаем, так и с Россией, были глубоко обеспокоены углублением военного сотрудничества между ними, – сказал Джеймс Браун, доцент университета Темпл в Токио. – Наихудшим сценарием для Токио было бы формирование между ними официального военного союза и взаимная поддержка в спорах с Японией».
В ближайшее время НОАК, возможно, присоединится к учениям «Запад 2021», которые пройдут в Беларуси и России.