По словам командующего Северным командованием США, Россия, обладающая целым рядом труднообнаруживаемых крылатых ракет и передовых подводных лодок, представляет на сегодняшний день главную военную угрозу для внутренней территории Соединенных Штатов.
«Они создали вооружения, которых просто не существовало 20 лет назад… крылатые ракеты с очень низкой эффективной площадью рассеивания (ЭПР) и подводные лодки, не уступающие американским», – сказал генерал Глен Ванхерк.
Выступая в ходе онлайн-конференции Центра стратегических и международных исследований, он охарактеризовал принципиальное различие между угрозой со стороны крылатых и баллистических ракет. Генерал добавил, что современные крылатые ракеты, имеющиеся в российском арсенале, могут поражать цели на территории Соединенных Штатов при запуске с территории России.
Ванхерк также заявил, что ракетная угроза усиливается масштабными инвестициями Москвы в кибер- и космическое оружие для расширения военного и политического предела досягаемости. По его словам, намерение Кремля состоит в том, чтобы создать «систему собственную сдерживания, подавить нашу инициативу, а также задержать или ослабить потенциал Америки в области проекции силы».
Когда речь идет о России, эти достижения существуют не только на чертежной доске – они испытываются в ходе учебных операций, как на атлантическом, так и на тихоокеанском побережьях. В прошлом году, по словам генерала, американские военные зафиксировали самое большое количество вторжений в идентификационные зоны ПВО с момента окончания холодной войны, причем вторгшиеся в запретное пространство самолеты задерживались там на несколько часов.
В конце прошлого лета Ванхерк заявлял: «Они взяли большую часть своего Тихоокеанского флота и направили его прямо в нашу исключительную экономическую зону у берегов Аляски. В то же время российская подводная лодка всплыла «посреди группы рыболовецких судов» в этом районе и фактически осуществила оттуда пуск ракеты». По его мнению, эта акция «безусловно, была направлена на то, чтобы продемонстрировать Соединенным Штатам и другим странам их влияние», особенно в Арктике.
В мае 2021 года Россия вступила в должность председателя Арктического Совета. «Арктика имеет огромное значение для российской экономики. Сегодня они получают от 20 до 25 процентов своего ВВП на Крайнем Севере. Поэтому, безусловно, Кремль кровно заинтересован в том, чтобы укреплять свое влияние и обладать достаточной мощью в Арктике», – добавил Ванхерк.
С потеплением климата Северный морской путь приобретает новое значение в качестве водного маршрута, который может быть использован для грузовых перевозок между Азией и Европой. Россия утверждает, что этот торговый путь проходит по ее территории.
Что касается угрозы со стороны Китая, по его мнению, возможности Пекина в области кибер- и космических вооружений «примерно соответствуют возможностям России, но они разрабатывают … кинетические активы, такие как подводные лодки и бомбардировщики, чтобы иметь возможность делать то же самое», что Москва делает со своими передовыми крылатыми ракетами. Недавно генерал заявил, что Китай может получить подобные возможности уже в течение следующего десятилетия.
«Таким образом, мы будем иметь источник непосредственной угрозы у каждого побережья, и я бы сказал, она будет круглосуточной и круглогодичной по всем направлениям, даже если не учитывать традиционную угрозу со стороны межконтинентальных баллистических ракет».
Нельзя сбрасывать со счетов также Северную Корею. Ее новая ракета KN-28 обладает гораздо большими возможностями, и общее количество таких ракет стремительно увеличивается. «Перехватчик следующего поколения способствовал бы успешной защите», – сказал генерал.
Ванхерк отметил, что Северное командование (NORTHCOM) ищет новые технологии, такие как постоянные инфракрасные системы обнаружения воздушного базирования для повышения информированности об угрозе со стороны России. «Любы новые системы, которые мы создаем, должны иметь возможность обнаруживать не только бомбардировщики, но и крылатые ракеты», – добавил он.
Он провел различие между работой NORTHCOM над передовыми системами обнаружения, такими как загоризонтные радиолокационные станции и глобальные мультидоменные датчики, и работой на уровне вооруженных сил США над объединенной системой командования и управления во всех сферах. «Я стремлюсь к тому, чтобы у лица, принимающего решения, в нужное время и на нужном уровне, была вся необходимая информация», – заключил Ванхерк. Это необходимо для того, чтобы разработать варианты сдерживания и деэскалации, а при необходимости и варианты поражения.