Российская экономика: краткосрочная стабилизация, медленные темпы реформ, климатические проблемы

Взвешенная макроэкономическая политика повысила устойчивость России к внешним потрясениям, но, тем не менее, ей необходим последовательный план решения долгосрочных структурных проблем, включая проблему декарбонизации экономики.

Углеродный налог, недавно предложенный ЕС, крупнейшим торговым  партнёром России, может оказать значительное влияние на государственный бюджет, который в значительной степени зависит от экспорта нефти и газа.

Укрепление государственных финансов и накопление валютных резервов позволило российской экономики довольно хорошо противостоять международным санкциям и кризисом Covid-19.

Объёмы производства в России уже восстановились почти до уровней, предшествовавших пандемии. ВВП в 2021 г. должен вырасти на 4-4.5%, согласно пересмотренному прогнозу – мы предсказывали рост за июнь 3%, а за следующий год  2.7%.

 Экономику удалось сделать более стабильной, однако исправление структурных недостатков отложено

Однако укрепление стабильности экономики в краткосрочной перспективе, сопровождалось тем, что,  к сожалению, упускались из виду долгосрочные структурные уязвимости экономики.

Реальный располагаемый доход домохозяйств в 2013-2020 гг. снизился почти на 10%. Перспективы экономического роста в России на следующее десятилетие слабы, порядка 1.5-2% в год, несмотря на и так уже довольно низкий доход на душу населения.

Решающими для долгосрочных перспектив роста окажутся структурные реформы, нацеленные на решение проблему недостаточного инвестирования, в то время как глобальная климатическая повестка делает главным приоритетом акцент на решении экологических проблем.

Реализация национальных инвестиционных проектов идёт  недостаточно активно

Реализация правительством национальных инвестиционных проектов на сумму 360 млрд. долларов  пока идёт вяло. По состоянию на 1 августа освоена только половина выделенных в этом году на проекты бюджетных ассигнований. Задержка в реализации нацпроектов негативно сказываются на долгосрочном здоровье экономики.

Финансовая уязвимость перед западным природоохранным законодательством

Углеродоёмкость экономики и зависимость государства от доходов, получаемых от экспорта энергоносителей, делает российский бюджет уязвимым перед природоохранным законодательством Запада. Россия занимает 4-е место в мире по углеродным выбросам, на неё приходится примерно 4.7% мировых выбросов CO2 .

На экспорт России в ЕС существенно повлияет введение углеродного налога призванного ускорить переход ЕС к низкоуглеродной структуре энергетики и который может привести к снижению спроса на ископаемое топливо.

Предполагаемые  издержки на углеродный налог по-прежнему невелики по сравнению с общим размером российской экономики и составляют около 0.5% годового ВВП России, но, тем не менее, эти затраты могут вырасти, если ЕС расширит список облагаемой продукции, включив в него нефть и газ.

Россия постепенно будет всё больше учитывать вопросы, связанные с изменением климата, при разработке своей экономической политики, по мере вступления в силу новых правил на ключевых экспортных рынках. Мы считаем, в ответе России на требования ЕС будут фигурировать юридические проблемы, связанные с планирующимся введением углеродного налога наряду с предложениями о сотрудничестве с Брюсселем в области экологической политики, чтобы избежать полномасштабного воздействия проводимой ЕС политики на российский экспорт.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий