В прошлый четверг компания Evergrande Group, многопрофильный китайский инвестиционный холдинг и крупнейший в стране застройщик, обремененный самыми большими долгами, разрешил провести расчет по своим облигациям, номинированным в долларах, с погашением в марте 2022 года, без выплаты процентов держателям облигаций. Технически они не являются дефолтными, пока не истекут 30 дней с даты исполнения денежного обязательства по данной облигации. Помимо того, вскоре после этого события Evergrande предстоит осуществить еще одну выплату по долларовым облигациям – в ближайшую среду.
В прошлую среду CBS News опубликовал статью, в которой говорилось, что Evergrande выплатит проценты, причитающиеся к выплате, на этой неделе. Однако, платеж не был осуществлен, как было обещано. Компании, которые знают, что они обречены и идут ко дну, нередко публикуют подобную информацию, чтобы успокоить встревоженных клиентов. Кроме того, они стремятся таким образом удержать инвесторов от продажи фондовых активов компаний, оказавшихся на пороге банкротства, поскольку это привело бы к обрушению стоимости этих активов.
Хотя эти меры уже запоздали, и цены на акции и облигации Evergrande упали, в статье Вэйчэнь Тана для CNBC, датированной 23 сентября 2011 года, говорится, что «волнения на рынке несколько улеглись, когда компания Evergrande заверила инвесторов, что осуществит выплату процентов по облигациям, номинированным в юанях, которые торгуются на материке». Таким образом, компания фактически заявляет, что будет выплачивать свои процентные обязательства в юанях, в то время как выплаты по долларовым облигациям будут продолжаться в течение 30-дневного (на данный момент) льготного периода.
Однако в статье, опубликованной Bloomberg Quint, предлагается несколько иной взгляд на ситуацию с обслуживанием долговых бумаг Evergrande, номинированных в юанях: «Соответствующее подразделение Evergrande заявило в сводке для фондовой биржи, что вопрос о выплате процентов, причитающихся 23 сентября по одной из облигаций, номинированной в юанях «был решен путем переговоров за пределами клиринговой палаты». Хотя этот комментарий спровоцировал поспешный резкий рост некоторых рискованных активов, представители Evergrande не указали, сколько именно процентов будет выплачено, и когда это произойдет. Некоторые аналитики склонны считать, что компания заключила соглашение с местными держателями облигаций, чтобы отсрочить платеж, не признавая официально факт дефолта.
Далее в статье Bloomberg Quint говорится: «Китайские компании обычно выплачивают проценты по внутренним облигациям через клиринговую палату. Когда они договариваются о прямых выплатах держателям облигации, это нередко происходит оттого, что компании не в состоянии выполнить обязательства в срок, сказал соучредитель и партнер облигационного фонда Shengao Investment Ли Кай».
Итак, нам сообщают, что все происходит не по правилам, и финансовые операции китайских компаний в лучшем случае являются в высшей степени непрозрачными.
Эта компания, Evergrande Group, в 5-6 раз больше, чем была Lehman Brothers в 2008 году, когда она рухнула. Логично предположить, что сеть банков и компаний, непосредственно связанных с успехом или крахом Evergrande в самом Китае и во всем мире, также намного более обширна. Крах китайской корпорации может оказать сильное влияние на мировые рынки и привести к каскаду финансовых катастроф из-за роста задолженности и связанных с ней дерривативов. Когда в прошлый четверг не состоялась выплата процентов по облигациям, часы начали обратный отсчет, который будет длиться тридцать дней. Это может быть обратный отсчет до банкротства, свободного падения рынка и, возможно, даже войны.
Мир, похоже, вступает во времена дефицита и жесткой экономии, поэтому представляется разумным подготовиться к закупке запасов продовольствия. Финансовые рынки, судя по всему, также входят в период дефицита и жесткой экономии. Дефицита правды. Дефицита платежеспособности, как на корпоративном уровне, так и на уровне отдельных инвесторов. Жесткая экономия – мудрый совет. Возможно, целесообразно рассмотреть инвестиции в твердые активы, такие как драгоценные металлы, где отсутствует фактор партнерского риска.