Россия негласно поддерживает авиаудары Израиля по Сирии – почему?

Атаки израильских военных самолетов на различные военные объекты в Сирии, в том числе иранские,  активизировались после встречи премьер-министра Израиля Нафтали Беннета и президента России Владимира Путина 22 октября.

После этой встречи многие СМИ, в том числе израильские, говорили о консенсусе, достигнутом между Россией и Израилем относительно удаления Ирана с сирийской сцены и разрешения Израилю продолжать бомбить объекты на сирийской территории. Однако в официальных заявлениях России указывается на отсутствие соглашения между Россией и Израилем по поводу таких бомбардировок и даже выражается  их неодобрение.

Неявное согласие России с израильскими атаками иранских позиций в Сирии связано с определенными интересами, которые Россия не хочет озвучивать  по нескольким причинам, включая участие в альянсе с Ираном в поддержку сирийского режима.

24 октября после встречи с Владимиром Путиным премьер-министр Израиля Беннет заявил, что Россия проявила явный интерес к потребностям безопасности Израиля, связанными с ситуацией в Сирии.

Беннетт отметил, что встреча с Путиным привела к новым и стабильным договорённостям, хотя деталей их не раскрыл,  но добавил, что, по его мнению, Путин «внимательно относится к потребностям Израиля в сфере обеспечения безопасности.

2 ноября израильская The Jerusalem Post  сообщила, что после встречи лидеров 22 октября, Россия и Израиль разделяют общую цель — вытеснить из Сирии Иран. Издание отмечает, что «Израиль, нанеся сотни авиаударов по Сирии, выполнял сложную задачу — разрушить мечты Тегерана о региональной гегемонии».

Министр строительства Израиля Зеев Элькин, который во время встречи обеих лидеров выступал в качестве переводчика, рассказал изданию, что Беннетт и Путин  согласились с тем, что политика Израиля в отношении Сирии, включая авиаудары, будет продолжена. Приводятся также слова одного из старших офицеров  ВВС Израиля (IAF), заявившего, что на встрече Беннета и Путина в Сочи оба лидера, вероятно, договорились  о том, чтобы удалить Иран из Сирии.

По мнению журналиста и эксперта по российской политике  Джабира, ничего особо нового в этом нет, ведь первые договоренности между Израилем и Россией по Сирии включали несколько критических моментов, в частности, говорилось о том, что  Сирия не должна превратиться в источник угрозы для безопасности Израиля, поэтому Израилю позволялось наносить военные удары по сирийским объектам, которые могут представлять угрозу или риски для безопасности Израиля. В предыдущих  соглашениях также предусматривалось, что при любом урегулировании, которое состоится в Сирии, интересы безопасности Израиля должны быть приоритетными.  Эти договоренности действовали в течение многих лет, в течение которых Москва разрешала все израильские авиаудары по иранским объектам в Сирии или другим объектам, связанным с сирийским режимом.

Комментируя интересы России, которыми объясняются такие договорённости, Джабир сказал, что Россия хочет ослабить влияние и присутствие в Сирии Ирана в рамках российско-иранского соперничества, имеющего место сейчас на сирийской территории.

Некоторые аналитики считают, что эти договоренности необходимы израильской и российской сторонам и являются частью координации между ними в военной сфере и в сфере безопасности, чтобы «не допускать ошибок, случавшихся в прошлом» — тут имеется в виду инцидент 2018 г., когда зенитным огнём сирийских ВС случайно был сбит российский военный самолет.  Количество эффективных израильских ударов по иранским позициям в Сирии это показатель того, что Россия дала Израилю зеленый свет на проведение таких атак. Более того, Израиль нацелился на иранские объекты, которые находятся всего в нескольких километрах от российских военных баз, и во время этих налётов никто из российских военных не пострадал, а российским объектам не было нанесено никакого ущерба, что свидетельствует о  координации на высоком уровне, существующей между двумя сторонами.

Несмотря на утверждения ряда источников о том, что Россия негласно не против того, чтобы Израиль бомбил иранские позиции в Сирии, официальные заявления России противоречивы, в них осуждаются израильские авиаудары и выражается их неодобрение.

15 ноября посол России в Израиле Анатолий Викторов заявил, что его страна недовольна увеличением числа приписываемых Израилю нападений на иранские объекты в Сирии: ««Это неправильный путь, и нам он абсолютно  не нравится.

Сирия не должна становиться ареной конфронтации между другими странами».

17 ноября после встречи с президентом Асадом в Дамаске  Спецпредставитель президента России в Сирии Александр Лаврентьев заявил, что его страна «категорически отвергает эти бесчеловечные действия», призывая к диалогу с Израилем на всех уровнях, из-за «необходимости уважать суверенитет Сирии и прекратить бомбардировки на ее территории».

Он добавил, что любой силовой ответ на израильские атаки «был бы неконструктивным, поскольку никому не нужна новая война в Сирии».

По мнению аналитиков, Москва не заявляет об имеющихся с Израилем договоренностях из-за своего союза с Ираном, с одной стороны, и, с другой стороны потому, что она пытается поддерживать  чувствительный и трудный баланс в своих отношениях с различными сторонами в Сирии.

Израиль, как правило, не подтверждает нанесения авиаударов  в Сирии, но израильская армия в ежегодном отчете сообщила о 50 авиаударах, осуществленных в 2020 г., без указания объектов, по которым были нанесены удары. При каждом нападении сирийский режим объявляет о перехвате израильских авиаударов с помощью зенитных ракет, а спутниковые снимки показывают разрушения на некоторых военных объектах, в том числе и принадлежащих Сирийской армии, появившиеся в результате израильских атак.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий