Китай опередил Россию в боевой авиации (с российской помощью)

От редактора: Необходимо учитывать, что Россия не намерена вести чисто воздушные бои. Российская доктрина предусматривает совместную работу истребителей и наземной ПВО как единого целого. Тем не менее, если учитывать только истребители, то сейчас лидирует Китай. Россия пока немного впереди по двигателям, зато у Китая более совершенные радары и более качественное вооружение.  Так,  России до сих пор не удалось установить радар с АФАР.

Давнее утверждение, что в китайско-российском союзе Китай является экономической сверхдержавой, а Россия — военной сверхдержавой, всё больше нуждается в корректировке. Китайцы уже сравнялись в военных технологиях и в конечном итоге могут вырваться вперёд.

Ниже приводится выжимка из доклада, полная версия которого (60 стр.) опубликована тут.

Советский Союз, был источником как воздушных, так и наземных угроз западной авиации с конца Второй мировой войны, в последнее время таким источником является и Россия . Однако Китай, испытывавший зависимость от российских самолётов и вооружений, создал промышленность, производящую  передовые отечественные боевые самолёты, датчики и вооружения, опережающие российские. В результате, впервые с 1945 года, вероятный источник наиболее значительных воздушных угроз западным ВВС смещается.

Современный воздушный бой в первую очередь определяется балансом преимущества в ситуационной осведомлённости. Учитывая в целом сопоставимые цифры, та сторона, которая может предоставить своему летному экипажу более полную информацию о местоположении противника, отследить и идентифицировать его, будет иметь большее преимущество в любом столкновении. В сценариях, где ситуационная осведомленность относительно одинакова, на вероятный исход будут влиять дальность действия ракет и характеристики ГСН, опыт экипажа, характеристики самолета, системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и средства инфракрасного противодействия.

В настоящее время Россия и Китай имеют внешне схожие парки боевых самолётов. Обе страны в значительной степени опираются на семейство боевых самолётов Су-27/30 (Flanker по классификации НАТО) и их различные модификации. Кроме того, и Россия, и Китай стремились создать истребитель со стеллс-характеристиками (т.е. малозаметные) , наряду с повышенной многофункциональностью в качестве основы своих ВВС. Однако в настоящее время Китай явно опережает Россию в большинстве технических аспектов разработки боевых самолётов.

Семейство боевых самолётов Су-27/30 объединяет: большая радиолокационная, оптическая и тепловая заметность; большая маневренность; относительно большая дальность полёта без дозаправки; и способность нести тяжёлое вооружение класса «воздух-воздух» или «воздух-земля». Это делает их сравнительно легко обнаруживаемыми, а, если говорить о  российских модификациях, то отсутствие современного радара с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) ограничивает их тактикой относительно «грубой силы» с использованием мощных, но легко обнаруживаемых радаров и ракет. которые уступают своим западным аналогам.

Китай разработал на основе российских  Су-27/30  собственные боевые самолёты J-11 и J-16 с радарами АФАР, новыми каналами передачи данных, улучшенными системами РЭБ и более широким использованием композитных материалов, что по общей боеспособности делает их более совершенными по сравнению с новейшим российским самолётом этого семейства,  Су-35С.

Это преимущество усиливается китайскими достижениями в области ракет класса «воздух-воздух» как в пределах видимости (WVR), так и за пределами видимости (BVR). В отличие от последней российской ракеты Р-73М, PL-10 оснащена инфракрасной ГСН, повышающей устойчивость к средствам противодействия. Что ещё важнее, PL-15 имеет миниатюрную головку самонаведения с АФАР и превосходит по дальности AIM-120C/D AMRAAM американского производства. Китай также испытывает ракету класса «воздух-воздух» очень большой дальности — 400 км — , известную как PL-X или PL-17.

Китай разработал и ввёл в эксплуатацию первый по-настоящему малозаметный истребитель  пятого поколения не американского производства — это J-20A «Могучий дракон». В последующих разработках, вероятно, будут улучшены характеристики малозаметности и возможности датчиков, а также характеристики двигателя, поскольку производство первых серийных прототипов J-20B начнется в 2020 году.

В целом, ВВС и ВМС НОАК  быстро улучшают свой боевой потенциал, в том числе уделяя особое внимание датчикам, платформам, сетям и вооружению, необходимым для конкуренции с США в самых передовых видах тактики ведения воздушного боя, преимущественно тактики с применением пассивных датчиков.

По оценкам, российский Су-57 (Felon по классификации НАТО) ещё не превратился в заслуживающую доверия боевую систему вооружения, и ему не хватает основных конструктивных особенностей, необходимых, чтобы отнести его к классу по-настоящему малозаметных. Тем не менее, в нём исправлены многие недостатки семейства Су-27/30 за счет значительно уменьшенной заметности и радара АФАР, одновременно с улучшением и без того превосходной маневренности и скорости. [Су-57 не требуется малозаметность сбоку и сзади, потому что, в отличие от китайского J-20 очень большой дальности, он не должен выходить за пределы действия ПВО. При этом верно то, что до сих пор китайцы демонстрировали больше «невидимых» технологий, чем русские, и в гораздо большем количестве.]

Российские ВКС в настоящее время не используют блоки наведения для своих штурмовиков и многоцелевых истребителей.

Это ограничивает парк штурмовиков аналогами с худшим обзором и тактической гибкостью, а многоцелевые истребители полагаются либо на заранее задаваемые GPS/ ГЛОНАСС координаты цели, либо на оружие с радиолокационным наведением, либо на обнаружение цели с помощью ГСН самих ракет . Это ограничивает возможности ВКС против динамических целей на поле боя по сравнению с западными или китайскими аналогами.

Китай активно занимается созданием БПЛА по нескольким программам, находящимся на разных стадиях разработки.

Более точной оценке препятствует жёсткий контроль за утечками информации со стороны КПК. Из тех,  про разработку которых известно,  наиболее совершенным представляется дозвуковой ударный БПЛА GJ-11.

Россия также занимается развитием технологий БПЛА и продемонстрировала технологию Су-70 «Охотник-Б».

Однако пока неясно, какую степень практической боеспособности российская авиационная промышленность сможет развить с помощью Су-70, особенно с учетом требований к значительному уровню автономности в полете, присущих БПЛА, предназначенным для ведения полномасштабных боевых действий в условиях массированного применения средств РЭБ.

Китайские передовые и эффективные самолёты, созданные на основе Flanker, а также легкие многоцелевые истребители серии J-10B/C и, возможно, истребители  FC-31, скорее всего, с середины 2020-х гг станут основным  передовыми боевыми самолётами не западного производства. Точно так же их вооружения воздушного базирования будут всё больше вытеснять российские аналоги на экспортном рынке. Таким образом, за развитием китайского потенциала в этой области должны внимательно следить даже ВВС тех стран, которые не включают НОАК в свои оценки непосредственных угроз.

Возможность передачи технологий из Китая в Россию в сфере боевой авиации потенциально может повысить уровень угрозы, которую представляют для НАТО российские ВВС  в долгосрочной перспективе, если подобная динамика возникнет.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий