Как Европейский Союз, так и Соединенные Штаты Америки твердо придерживаются курса на углеродно-нейтральную экономику. Об этом неоднократно заявляли официальные лица по обе стороны Атлантики, несмотря на нынешние усилия ЕС по обеспечению поставок газа и призывы администрации Байдена к увеличению добычи нефти.
Прежде чем будет достигнута углеродная нейтральность – если это вообще когда-либо произойдет – и Европа и США будут нуждаться в большом количестве ископаемого топлива, включая уголь. А это означает, что несмотря на призывы к решительному переходу на возобновляемые источники, как со стороны представителей отрасли, так и со стороны правительств, и несмотря на активную демонизацию газо-и нефтедобычи, инвестиции в ископаемые виды топлива, вероятно, будут расти, во всяком случае, в краткосрочной перспективе.
В недавнем докладе организации Reclaim Finance, выступающей против использования ископаемых видов топлива, прозвучали обвинения в адрес управляющих активами, которые инвестируют в нефть, газ и уголь. Согласно этому докладу, 30 ведущих мировых компаний по управлению активами инвестировали 82 миллиарда долларов в разработку новых месторождений угля и 486 миллиардов долларов в 12 крупных нефтегазовых компаний.
«Меняется ли инвестиционная политика в соответствии с климатическими приоритетами? К сожалению, ответ — категорически «нет», – заявила одна из активисток компании Reclaim Finance Лара Кювелье. – Следует внести ясность: бурение новой нефтяной скважины или открытие новой угольной шахты — это ненормально в условиях климатической катастрофы».
К сожалению для всех борцов против климатических изменений, бурение новой нефтяной скважины ли открытие новой угольной шахты это абсолютно нормальное явление, когда спрос на энергию превышает доступное предложение. Именно это и делают компании во многих частях мира. Даже в Европе некоторые страны пересматривают свои климатические планы, включая Британию и Германию.
Так, в начале нынешнего года Лондон пересмотрел свое намерение постепенно прекратить бурение в Северном море на фоне энергетического кризиса, который подтолкнул миллионы домохозяйств к энергетической нищете. В Германии планы постепенного перехода к углеродной нейтральности были пересмотрены в условиях потенциального дефицита газа из-за войны на Украине. Реакцией правительства стало планирование ускоренного строительства нескольких терминалов для СПГ. Другими словами, крупнейшая экономика ЕС заменяет один источник ископаемого топлива другим, вместо того, чтобы заменять ископаемое топливо возобновляемыми источниками энергии.
В Соединенных Штатах происходит аналогичный сдвиг. Несмотря на решительную зеленую риторику, с которой президент Джо Байден пришел к власти, теперь он призывает всех производителей нефти качать как можно больше, потому что цены на топливо высоки, а выборы предстоят уже в ноябре.
Переход не только не произойдет в одночасье, но и потребует значительных усилий и крупных инвестиций. Например, в марте аналитик компании CRU Consulting предупредил о необходимости инвестировать около 100 миллиардов долларов в новые медные рудники, если индустрия хочет избежать дефицита предложения, который может достичь к 2030 году 4,7 миллиона тонн. Исходя из прогнозов спроса, все другие металлы и минералы находятся на грани дефицита.
Итак, ситуация на данный момент такова: миру нужно больше энергии, чем он получает. Людям по большей части нет дела до того, откуда берется их электричество, пока оно есть. Очевидно, что никто не в состоянии построить достаточное количество ветряных и солнечных станций, чтобы устранить необходимость в дополнительных поставках нефти и газа. Таким образом, инвестиции в нефтегазовую индустрию будут расти, несмотря на все мрачные предупреждения борцов с климатическими изменениями.
Некоторые аналитики утверждают, что увеличение инвестиций потребуется лишь в среднесрочной перспективе, но энергетические компании, как правило, играют в долгую. Если они взяли на себя обязательство по увеличению добычи, вероятно, они ожидают, что спрос останется стабильно высоким в течение длительного периода времени.