Запад может вновь попытаться вбить клин между Москвой и Пекином, используя Айгунский договор

Некоторые аналитики утверждают, что Пекин расходится с Москвой по украинской проблеме. В июне этого года Китай провел военные учения на северо-восточной границе с Россией, в то время как Москва была в основном сосредоточена на собственных военных операциях на Украине. Это событие заставило некоторых западных наблюдателей предположить, хотя этому нет никаких доказательств, что у Пекина имеются неурегулированные пограничные вопросы с Россией.

Айгунским мирным договором в 1858 году была определена большая часть современной границы между Маньчжурией и российским Дальним Востоком. После подъема китайского национализма в двадцатые годы, в стране была популярна точка зрения, что это был «неравноправный договор», подписанный ослабленной Китайской империей под давлением: он отдавал соседней Российской империи более 600 тысяч квадратных километров в Маньчжурии.

Евразийские державы нередко имеют исторические пограничные разногласия. У Японии есть разногласия с Россией по поводу Курильских островов, как и с другими соседями – Китаем и Южной Кореей. Индия и Китай, как известно, то же имеют нерешенные проблемы, но это не помешало им сотрудничать. Недавно обе страны вывели свои войска из спорного региона Ладакх, сделав еще один шаг навстречу «Азиатскому веку».

Даже на фоне серьезных двусторонних разногласий эти евразийские страны показали, что есть много возможностей для сотрудничества. Аналогичным образом, Нью-Дели поддерживает тесные связи с Москвой, одновременно сближаясь с Вашингтоном. Так же логика должна применяться и к китайско-российским отношениям, несмотря на старые пограничные разногласия.

В 1969 году недалеко от реки Амур произошел краткосрочный военный конфликт между Китаем и СССР, вскоре после так называемого китайско-советского раскола. После этого конфликта США решили укрепить связи с Пекином, и госсекретарь Генри Киссинджер в 1971 году направился на встречу с Джоу Эньлаем, которая в свою очередь проложила путь для саммита президента Никсона с Мао Цзэдуном. И все же, несмотря на раскол, в конце семидесятых СССР И КНР сумели стабилизировать свои отношения.

Впоследствии, 21 июля 2008 года министр иностранных дел КНР Ян Цзечи и его российский коллега Сергей Лавров подвисали в Пекине дополнительное соглашение о демаркации границы. А 4 февраля 2022 года в Пекине президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин заявили, что дружба между двумя государствами «не имеет границ». Такое заявление, даже если это и некоторое преувеличение, бросило прямой вызов амбициям Вашингтона по сохранению глобального господства.

Обе державы рассматривают пограничные города Хэйкэ и Благовещенск, расположенные на противоположных берегах Амура, как ключевые стратегические центры развития в точке доступа к Транссибирской магистрали. Таким образом, поддержание мира на границе полностью отвечает интересам как Москвы, так и Пекина, в то время как некоторые западные аналитики пытаются выдать желаемое за действительное.

Запад во главе с США многое сделал, чтобы подорвать концепцию «дружбы без границ». Точно так же, как Вашингтон сейчас раздувает комментарии премьер-министра Индии Нарендры Моди по Украине, он пытается вбить клин между Москвой и Пекином, напоминая о маньчжурском вопросе.

Хотя под влиянием Вашингтона Япония отчасти изменила свою позицию в отношении России из-за «северных территорий», это никоим образом не означает, что Китай поведет себя так же. Стратегические интересы Москвы и Пекина очень глубоко совпадают, и оба государства обладают опытным дипломатическим аппаратом для обширного двустороннего сотрудничества, не затрагивая двусторонние споры, а также используя для координации действий такие форматы как ШОС и группа БРИКС.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий