Поскольку в последнее время сильный доллар стал угрозой для мировой экономики, многие страны осознают острую необходимость дедолларизации. Монетарные власти во всем мире начали свои собственные изыскания в соответствии с национальными особенностями, чтобы защититься от последствий безрассудной и безответственной финансовой политики США.
Так, согласно сообщению агентства Reuters, на днях глава центрального банка Египта заявил, что в стране будет разработан новый валютный индикатор, отчасти для того, чтобы пересмотреть вопрос о привязке национальной валюты к доллару США. Это является полезным примером для стран, стремящихся к дедолларизации.
Чтобы справиться со вторичным эффектом ужесточения денежно-кредитной политики США, многие страны приступили к дедолларизации, используя двусторонние и многосторонние валютные соглашения о расчетах в национальных валютах, а также способствуя диверсификации своих золотовалютных запасов и сокращению доли резервов в казначейских облигациях США.
Дедолларизация – это не каприз таких стран как Египет и многие другие, а вынужденный ответ на превращение доллара в оружие. Политика сильного доллара, которую ведет ФРС США, усугубляет инфляцию, обесценивание валют и отток капитала из развивающихся стран. Чтобы избежать втягивания в кризис, все они стремятся избавиться от долларовой зависимости.
Покончить с гегемонией доллара – непростая задача, но процесс уже начался, и со временем он будет лишь набирать обороты. Поскольку все больше и больше стран присоединяются к нему, необходимо разработать механизм сотрудничества. Другими словами, речь идет о координации усилий на глобальном уровне с целью поддержания стабильности мировой валютной системы, в то время как дедолларизация наращивает темп.
Сейчас некоторые страны и платформы международного сотрудничества, такие как БРИКС, начали координировать свои шаги в направлении дедолларизации. На фоне ослабления гегемонии доллара развивающиеся страны всего мира нуждаются в более стабильном механизме, который позволит безопасно проводить финансовые операции. БРИКС и другие международные структуры пытаются найти решения.
В июне нынешнего года Россия объявила своим партнерам, что она продвигает разработку резервной валюты, основанной на корзине валют стран БРИКС. Еще в 2019 году Германия, Британия и Франция создали систему INSTEX, призванную помочь европейским компаниям обойти необходимость расчетов в долларах, и теперь все больше и больше стран присоединяются к этой системе.
Что касается Азии, центральный банк Индии запустил механизм расчетов в рупиях для международной торговли. А в июле 2022 года пять стран АСЕАН достигли консенсуса относительно создания региональной платежной сети для обхода доллара во взаимных расчетах.
Однако, следует признать, что эта координация находится пока на ранних стадиях. Для многих стран укрепление координации мер по избавлению от долларовой зависимости – это, в сущности, политическое решение, а не экономическое. Столкнувшись с новым геополитическим ландшафтом и пагубным влиянием сильного доллара, они должны трезво взглянуть на ситуацию в долгосрочной перспективе и осознать насущную необходимость координации усилий в области дедолларизации на глобальном уровне.