Энергетический кризис в Европе изменит глобальный геополитический ландшафт

Энергетический кризис в Европе отнюдь не ограничивается самой энергетикой. Он является стимулом для масштабной геополитической реконфигурации в глобальном масштабе. Никто сегодня не знает, как будут выглядеть мировой энергетический и политический ландшафты, когда осядет пыль (что, кстати, произойдет лишь через несколько лет), но можно с уверенностью сказать, что они будут заметно отличаться от тех, что существовали до вторжения России на Украину.

Прогноз Международного энергетического агентства на 2022 год гласит, что в настоящее время мы переживаем «глобальный энергетический кризис беспрецедентной глубины и сложности», и что «не будет возврата к тому, как было» до потрясений, вызванных пандемией коронавируса и войной на Украине. В совокупности эти два события уже существенно изменили конфигурацию торговли энергоносителями во всем мире, но «ударные волны» для мировой экономики только начинаются.

Многие рассматривают нынешний дефицит энергии в Европе как своего рода героизм, поскольку Европейский Союз принял на себя колоссальный удар, введя энергетические санкции против Кремля, чтобы нанести ущерб российской экономике в надежде положить конец войне. Как сообщило недавно издание Economist, «чтобы помочь Украине, Европа продемонстрировала единство, выдержку и готовность нести огромные издержки».

Однако, помимо восхищения, действия Европы вызывают серьезную обеспокоенность. Цены на газ в настоящее время в шесть раз превышают средние значения, а между тем математическое моделирование свидетельствует о том, что рост реальных цен на энергоносители на 10 процентов сопровождается увеличением смертности на 0,6 процента в течение обычного зимнего сезона. Это соответствует более чем 100 тысячам дополнительных смертей среди пожилых людей в Европе в ближайшие месяцы.

Впрочем, издержки придется нести не только Европе. Финансовая уязвимость ЕС угрожает дестабилизировать экономику не только европейских стран с наибольшим уровнем задолженности, но и развивающихся стран, а также чистых импортеров энергоресурсов по всему миру. Как всегда, больше всего пострадают бедняки, и глобальный Юг неизбежно ощутит огромное бремя из-за энергетической войны, к которой не имеет никакого отношения. Разрушительные последствия энергетической войны между Россией и Европой уже сказываются на потребителях по всему миру, а в наступающем году ситуация лишь ухудшится.

В недавно опубликованном годовом прогнозе ОЭСР говорится о значительном замедлении мировой экономики в 2023  году, снижении роста до 2,2 процента и небольшом отскоке в 2024 году, примерно до 2,7 процента. Для экономики США, которая до сих пор была более или менее защищена от кризиса, прогноз еще более мрачный: она вырастет всего на 1,8 процента в этом году и на 0,5 процента в 2023 году. Другими словами, речь идет о серьезном стресс-тесте для Европы, ее союзников и врагов.

«Растут опасения, что перестройка глобальной энергетической системы, американский экономический популизм и геополитические разногласия угрожают долгосрочной конкурентоспособности Евросоюза и других стран, включая Британию, – сообщает Economist. – Под угрозой находится не только процветание континента, но и прочность трансатлантического альянса». Многие европейские лидеры резко критикуют протекционизм США, и прежде всего недавний Закон о снижении инфляции, предусматривающий 400-миллиардные субсидии.

Нынешний кризис резко обострил экономическую уязвимость Европы. Уход от российского влияния толкает многие страны в объятия Китая, что грозит такой же уязвимостью и будущими энергетическими потрясениями, если Пекин решит использовать свою монополию на редкоземельные минералы и другие элементы чистой энергетики, которые он почти полностью контролирует. Запад позволил Китаю превзойти себя в конкуренции и внедрении инноваций в области технологий чистой энергетики, поэтому переход к зеленой энергетике в ближайшей перспективе будет практически невозможен без налаживания связей с Китаем.

Поскольку и США и Китай занимают круговую оборону и склоняются к протекционизму, ориентируясь, прежде, всего на внутренние интересы, по словам авторов статьи в Economist, «Европа с ее старомодной настойчивостью в соблюдении правил ВТО о свободной торговле, выглядит явной неудачницей».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий