
Тот факт, что Иран поставляет России боевые беспилотники и даже помогает производить их, уже хорошо известен. Но двустороннее сотрудничество этим не ограничилось. Тегеран осуществляет регулярные поставки оружия Москве, а Москва передает вооружения Ирану в рамках общего углубления сотрудничества в сфере безопасности. Другими словами, на наших глазах формируется подлинный альянс.
Действительно, Россия запросила вторую крупную партию иранских беспилотников и ракет «земля-земля» за последний месяц, а взамен предоставила Ирану захваченное западное оружие для изучения и обратного инжиниринга с целью последующего производства.
Возможно, модификации, внесенные российскими специалистами в беспилотник Shaheed-136 для повышения точности поражения, были переданы Ирану. В таком случае эти модернизированные дроны могут представлять угрозу судоходству не только в Персидском заливе, но и в Черном, Балтийском и Средиземном морях, а также в Индийском океане. Учитывая обширные военно-морские амбиции Ирана, это оружие могло бы способствовать реализации его стратегии морской блокады (изоляции морских районов).
Еще одним примером военного сотрудничества между Москвой и Тегераном является запуск иранского спутника Khayyam с помощью российской ракеты «Союз» с космодрома Байконур. Этот спутник, согласно сообщениям иранских источников, может быть использован для «наблюдения за сельским хозяйством, мониторинга несанкционированного строительства, вырубки лесов и экологических угроз, а также для разведки полезных ископаемых и иных целей». Представители разведки США считают, что Иран рассчитывает на помощь России в развитии своей ядерной программы, в частности, в производстве ядерных материалов и топлива. Если такая помощь будет предоставлена, ядерная программа может перейти в состояние латентности, при котором Иран фактически не обладает ядерным оружием, но способен создать его за короткий промежуток времени.
Кроме того, укрепляются политические и экономические отношения, что отражает общие антиамериканские настроения, в значительной степени определяющие политику, как Москвы, так и Тегерана. В ходе недавних переговоров Иран и Россия определили новые рамки и механизмы углубления своих связей, которые выходят за рамки сотрудничества в Сирии и включают Кавказ.
Экономическое сближение между двумя странами имело место до начала российской спецоперации на Украине, и теперь оно явно будет углубляться. Так, имеются все признаки, что разрабатывается схема газового обмена: Иран может импортировать российский газ, а затем продавать его третьим странам. Совсем недавно, в ходе переговоров между Владимиром Путиным и его иранским коллегой Ибрагимом Раиси были затронуты «актуальные вопросы наращивания сотрудничества в политической и торгово-экономической областях, в том числе в сфере транспорта и логистики. Иран даже предложил создать совместную рабочую группу для обхода западных санкций. Наконец, как сообщается, Тегеран обратился с просьбой о предоставлении российского снаряжения для разгона демонстраций и обучения полицейских сил.
Таким образом, очевидно, что российско-иранское сближение является многомерным и растущим, охватывая экономические, политические и военные вопросы, и его целью является влияние на Ближнем Востоке и Кавказе, а также на ход войны на Украине. Тем временем, пользуясь все более заметным отчуждением между Эр-Риядом и Вашингтоном, Москва пытается найти способ уладить разногласия между Ираном и Саудовской Аравией. Если это событие произойдет, оно будет иметь огромные последствия по всему Ближнему Востоку.


