Война на Украине – это запутанный клубок причин. Как утверждал профессор университета Род-Айленд Николаи Петро, это одновременно конфликт между Россией и США, между Россией и Украиной, а также внутренний украинский конфликт. Но в его основе лежат два противоречия: по поводу того, должны ли двери НАТО быть открыты для Украины, и по поводу того, должен ли Донбасс быть частью Украины, автономным регионом или даже частью России.
В основе конфликта вокруг членства Украины в НАТО лежит факт ратификации США и Россией двух легитимных, но несовместимых международных законов. Соединенные Штаты ссылаются на принцип свободного и суверенного права государства выбирать свою стратегию безопасности. В то же время, Россия ссылается на принцип неделимости безопасности: безопасность одного государства не может идти в ущерб безопасности другого. Оба принципа закреплены в международном праве и международных соглашениях. Оба являются легитимными, но противоречат друг другу, порождая конфликт.
Вашингтон настаивал на праве государства выбирать стратегию безопасности в качестве оправдания потенциального членства Украины в НАТО. Россия настаивала на неделимости безопасности в качестве оправдания своих действий по недопущению расширения НАТО до своих границ и наводнению Украины мощными наступательными вооружениями. Ка указывает профессор российской и европейской политики в университете Кента Ричард Саква, «эти принципы оказались несовместимыми и в конечном итоге разрушили способность двух сторон к мирному сосуществованию».
Россия полагает, что мир может быть достигнут на основе баланса сил, при котором учитываются интересы всех наций. Гегемон не может обеспечивать собственную безопасность, игнорируя интересы безопасности других стран. Соединенные Штаты считают, что распространение системы торговли и демократии с Америкой в качестве гегемона создает общую сферу, в которое может быть обеспечен мир. При этом имеется в виду, что это распространение в принципе не может представлять угрозы для других государств.
Запад хорошо знаком с концепцией свободы выбора и правом на выбор альянса. Россия неоднократно пыталась поставить эту свободу в определенный контекст. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров настаивал, что все соответствующие международные соглашения обязывают страны «соблюдать принцип неделимости безопасности». Он указывал, что суверенное право наций выбирать альянсы уравновешивается «обязательством не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств».
В разговоре с Байденом 7 декабря 2021 года Путин заявил, что «каждая страна имеет право выбирать наиболее приемлемый способ обеспечения своей безопасности, но это не должно делаться в ущерб другим странам… Мы считаем, что обеспечение безопасности должно быть глобальным и охватывать всех в равной степени». 30 декабря Путин вновь говорил с Байденом и подчеркивал, что «безопасность любой страны не может быть обеспечена без соблюдения принципа неделимости».
За несколько дней до начала военной операции на Украине, Путин выразил тот же принцип в ходе пресс-конференции, заявив, что «нам необходимо найти способ обеспечить безопасность всех сторон: Украины, других европейских стран и России».
Профессор Саква также отмечает, что Россия указывала что, настаивая на праве Украины выбирать альянсы, Соединенные Штаты противоречат принципам НАТО, закрепленным в ходе встречи министров иностранных дел стран альянса в Копенгагене 6-7 июня 1991 года. Согласно этим принципам, страны не должны «извлекать односторонних преимуществ и меняющейся ситуации в Европе, угрожать законным интересам других государств или проводить новые разделительные линии на континенте».
Как и в случае с конфликтом по поводу возможности вступления в НАТО для Украины, США и Россия ссылаются на легитимные, но несовместимые принципы, когда речь идет о Донбассе. 27 сентября 2022 года завершились референдумы о присоединении к России Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей. Ссылаясь на закрепленный в Уставе ООН принцип территориальной целостности, США назвали референдумы нелегитимными. Ссылаясь на закрепленный в Уставе ООН принцип права народов на самоопределение Россия признала их.
Почетный профессор Принстонского университета Ричард Фальк сказал, что «каждый конфликт такого характера поднимает общий вопрос о соотношении целостности суверенных государств и права на самоопределение». Он отметил, что «практика государств и ООН непоследовательна. Она в большей степени определяется силой и геополитическими интересами, чем законом, моралью и принципами ООН».
4 октября 2022 года Лавров в своих комментариях по поводу присоединения новых территорий к России сослался на принцип самоопределения. Утверждая, что решение восточных регионов было «основано на свободном волеизъявлении народа путем референдума», Лавров подчеркнул, что «граждане сделали сознательный выбор, основанный на праве на самоопределение».
Он заявил, что Декларация ООН 1970 года «закрепляет обязанность государств уважать территориальную целостность друг друга», при условии, что они «ведут себя в соответствии с принципом равноправия и самоопределения народов… и, в силу этого, имеют правительство, представляющее весь народ, проживающий на территории страны».
В значительной степени неспособность США и России принять точку зрения друг друга или разрешить свои разногласия мирным путем основана на приверженности одинаково легитимным, но несовместимым нормам международного права.