Западная Азия – это регион, который в настоящее время переживает период большой геополитической активности. Недавние дипломатические усилия, инициированные Россией и курируемые Китаем, обеспечили долгожданное восстановление отношений между Ираном и Саудовской Аравией, а затем состоялось возвращение Сирии в Лигу арабских государств. Этот дипломатический ажиотаж сигнализирует об отходе от традиционной тактики «разделяй и властвуй», которая использовалась США для создания национальных, племенных и религиозных конфликтов по всему этому региону.
Мем «Асад должен уйти», в котором воплотилось высокомерие коллективного Запада, в конце концов так и остался мемом. Несмотря на угрозы Империи, те самые арабские государства, которые стремились изолировать сирийского президента, теперь вернулись, чтобы вновь приветствовать его, под влиянием Москвы и Тегерана.
Если бы не агрессивность вашингтонских неоконсерваторов, можно было бы достичь всеобъемлющего мульти-территориального мира, включающего в себя все: суверенитет Сирии, демилитаризованную зону на западных границах России, стабильность на Кавказе и уважение к международному праву. Однако, такая сделка вряд ли состоится. Больше того, ситуация в Западной Азии, скорее всего, ухудшится. Отчасти это связано с тем, что НАТО уже переключила свое внимание на Южно-Китайское море.
Коллективному Западу не хватает решительного лидера. США сейчас «руководит» дряхлый президент, которым дистанционно управляет свора поджигателей войны. Ситуация зашла так далеко, что распиаренное «украинское контрнаступление» на самом деле может стать прелюдией к такому унижению НАТО, по сравнению с которым Афганистан покажется Диснейлендом.
Несмотря на остроту обстановки, Москва, похоже, никуда не торопится. Ее военная стратегия заключается в использовании комбинации тактики улитки и мясорубки. Конечная цель состоит в демилитаризации НАТО в целом, а не только Украины, и пока это работает блестяще.
Давайте предположим, что благодаря божественному вмешательству переговоры о мире начнутся через несколько месяцев с участием Китая. И Москва и Пекин знают, что они просто не могут доверять ничему из того, что говорит или подписывает Вашингтон. Кроме того, тактическая победа США уже достигнута: Россия подвергается санкциям, она оклеветана и изолирована от Европы, а ЕС превращается в деиндустриализированного малозначительного вассала.
Если допустить, что переговоры приведут к миру, он, вероятно, будет напоминать Сирию 2.0, с гигантским эквивалентом Идлиба прямо у порога России, что совершенно неприемлемо для Москвы. Будут террористические отряды бандеровцев – славянская версия ИГИЛ – свободно разгуливающие по России. Вашингтон сможет включать и выключать прокси-войну по своему усмотрению. Однако, другой вариант, когда не о чем договариваться, не менее зловещ: бесконечная война.
Реальная сделка, о которой необходимо договариваться, касается не Украины. Речь идет о принципе неделимости безопасности. Именно в этом Москва пыталась убедить Вашингтон в декабре 2021 года. А сейчас она готова наносить удары по НАТО до тех пор, пока противники не ослабнут настолько, чтобы пойти на компромисс. Соглашение обязательно должно включать демилитаризованную зону между НАТО и Россией, нейтралитет Украины и отсутствие ядерного оружия в Польше, странах Балтии и Финляндии. Однако, учитывая одержимость США расширением НАТО, трудно сказать, удастся ли достичь хоть чего-нибудь.
Эта раскаленная ситуация становится еще более запутанной с появлением турецкого фактора. Министр иностранных дел Турции Чавушоглу уже ясно дал понять, что, если президент Эрдоган сохранит власть после выборов 14 мая, Анкара не будет ни вводить санкций против России, ни нарушать конвенцию Монтрё, запрещающую проход военных кораблей в Черное море во время войны.
Вот почему коллективный Запад вкладывается в кампанию «Эрдоган должен уйти». В случае победы оппозиции, санкции и нарушения конвенции могут снова оказаться на кону. И все же Вашингтон может ожидать сюрприз. Лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу дал понять, что внешняя политика Анкары будет сбалансированной, а некоторые наблюдатели полагают, что даже в случае ухода Эрдогана, разворот на Запад будет ограниченным.
Анкара и сейчас не является пророссийской. В сущности, она пытается извлечь выгоду, балансируя между сторонами. Турки продают Киеву беспилотники, а также способствуют развитию сепаратистских тенденций в Крыму. В то же время Эрдоган остро нуждается в российском военном и энергетическом сотрудничестве. В Москве не питают иллюзий по поводу «султана». Если геополитический разворот Анкары будет враждебным, именно турки и проиграют в конечном итоге, потеряв первые места в «евразийском скоростном поезде», от БРИКС+ до ШОС и между ними.