Развитие морских контейнерных перевозок в России: сдерживающие факторы

На громадных территориях Российской Федерации повсюду наблюдается примерно одна и та же картина: порты стремительно развиваются, их ресурсы позволяют постоянно наращивать объемы контейнерных перевозок, а железнодорожные пути буквально трещат от перегрузки и ограничивают тем самым темпы развития портов.

Этот процесс происходит на участках, где расположены практически все крупные порты. Обусловлено это самой схемой, по которой в России организуются контейнерные перевозки. Это всегда единая цепочка, в которую включен и железнодорожный, и морской транспорт. Если происходит сбой в одной части цепочки, страдает общая динамика процесса.

Это демонстрируют и цифры. Так, например, порт в Новороссийске напрямую зависит от пропускной способности Северо-Кавказской железной дороги. Сейчас железнодорожная станция Новороссийск, например, способна пропускать порядка 33 миллионов тонн. Максимально увеличить пропускную способность станции без вложения существенных денежных средств можно лишь до 40 миллионов тонн. Для достижения более высоких цифр потребуются дополнительные инвестиции.

Ситуация на Северо-Кавказской ветке Российских железных дорог наглядно демонстрирует динамику развития транспортной инфраструктуры для организации контейнерных перевозок. Железные дороги требуют срочной модернизации для увеличения пропускной способности, а темпы развития и строительства портов явно опережают скорость модернизации железнодорожных веток. Так например, в ближайшее время планируется построить дополнительный порт в районе Тамани. Это еще больше увеличит спрос на железнодорожные перевозки, перенаправит часть потока перевозок от новороссийского порта к новому. В результате, если не произойдет глобальных изменений в железнодорожной инфраструктуре, к 2015 на этой ветке железной дороги дефицит пропускной способности составит более сорока миллионов тонн.

Так, если проанализировать ситуацию по другим участкам, также можно увидеть, насколько зависит развитие портов от состояния железной дороги. С одной стороны наблюдается явное несоответствие ресурсов железных дорог и потребностей портов. С другой стороны, ситуация усугубляется строительством новых, более современных портов. Без решения проблем железнодорожного сообщения это лишь усугубляет общую ситуацию.

Есть два варианта развития транспортной инфраструктуры: либо наращивать объемы автоперевозок, либо развивать железнодорожное сообщение. Последний вариант приоритетнее в силу высокой экологичности и экономичности. Автомобильный транспорт создает слишком высокую нагрузку на дорожную сеть в городах. И если на него перекинуть всю нагрузку, которую несет железнодорожный транспорт по доставке грузов в порты, неминуем транспортный коллапс. Автомобильный транспорт можно использовать лишь в качестве вспомогательного средства. Основная же ставка делается на развитие железнодорожной инфраструктуры.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий