Крушение индонезийского SuperJet поднимает вопросы о причинах

Источник перевод для mixednews – molten

11.05.2012

Когда российский реактивный региональный самолёт в среду врезался в гору к югу от индонезийской Джакарты, наряду с серией печальных сообщений в Твиттере раздавались и шутки о том, что первый постсоветский самолёт SuperJet 100 оказался не таким уж и «супер». Журналисты начали выдвигать предложения о том, уничтожит ли эта катастрофа маркетинговую стратегию компании.

Злополучный полёт являлся частью маркетинговой программы SuperJet International (российско-итальянское совместное предприятие, которое изготавливает самолёт) под названием «Добро пожаловать в Азию», и стал ударом для возможных планов заказчиков из Казахстана, Пакистана, Индонезии, Вьетнама, Лаоса и Мьянмы.

Когда на прошлогоднем авиашоу в Париже я ступил на борт самолёта, опытный итальянский пилот с моржеподобными усами Карло Оккьято проводил меня к кабину и сказал, что его команда успешно выучила 17 пилотов на двух самолётах, и что они планируют углубить обучение, когда симулятор французской фирмы Thales, чьим авиационным оборудованием оснащается кабина, прибудет в Москву. (Французские официальные лица были посланы в Джакарту, чтобы помочь российским и индонезийским специалистам расследовать катастрофу).

Оккьято выразил уверенность в технологии нового самолёта, и сказал мне, что по сравнению с предыдущими системами кабина SuperJet 100 была обновлена. «В чрезвычайных ситуациях очень легко сохранять управление и следовать процедурам, потому что система очень дружественна к пилоту», сказал он.

В тот же день для нас был запланирован полёт на новом самолёте. Мы с коллегой буквально бежали, потому что думали, что опоздаем. Но ошибались. В 16:30 мы всё ещё продолжали ждать. Через полтора часа после этого мы с группой из ещё 15 журналистов наконец расселись по местам в самолёте.

Это было странно. Авиашоу обычно очень жёстко регламентированы по времени, и на обычном медиа-брифинге компании увлекают журналистов, переходя от одной деятельности к другой, однако стало ясно, что SuperJet в качестве принимающего гостя решил избрать другой подход. Во время часового полёта не было рекламирования деятельности своей корпорации, и когда полёт закончился, мы вышли на взлетно-посадочную полосу и своим ходом отправились обратно в Париж. Тогда я подумал, что это несколько странно, хотя сам полёт протекал без осложнений.

Но этот необычный опыт, разочаровавший тогда, и бывший до некоторой степени смешным, приобрёл новое значение (по крайней мере, эмоционально) в свете этого крушения.

Такие происшествия неминуемо порождают страхи и неопределённость, и некоторые СМИ сразу же начали указывать на неисправность техники в качестве причины катастрофы. Как писал The New York Times, Sukhoi отстранился от непосредственного участия в процесс сборки, когда российская телекомпания сообщила, что персонал имеет поддельные инженерные дипломы. Другие указывали на рискованность таких демонстрационных полётов. Редактор посвящённого новостям авиации вебсайта Девид Лермон считает, что факт того, что полёт предназначался для потенциальных клиентов, возможно, являлся аварийным фактором. Компании хотят продемонстрировать, на что способны их самолёты, действуя, в том числе, на пределах потенциала. «Иногда они переходят пределы ограничений», говорит он.

Консультант по авиации Стюарт Барвуд из Brolin Consulting, который внимательно следит за успехами Sukhoi, говорит, что этот инцидент не поколеблет его уверенность в том, что это высококачественная современная машина.

«Я думаю, многие люди поспешили сделать громкие заявления о Sukhoi и российской авиации, основываясь на обрывочной информации», сказал он мне. «Почти сразу, как появилась эта новость, обозреватели начали называть программу SuperJet в прошедшем времени», говорит он. «Хотя это, безусловно, и является трагедией, это не означает конец самолёта или компании». Барвуд также вспомнил, что Airbus A320, который сегодня является одним из самых успешных самолётов в мире, в 1988 году тоже разбился во время демонстрационного полёта.

Безотносительно основополгагающих причин крушения — механики, ошибки пилота, погоды или комбинации всего перечисленного, или ничего из этого, это тяжёлый пресс для компании, которая пытается конкурировать с такими игроками как Bombardier и Embraer.

На SuperJet возлагались большие надежды для продвижения в Юго-Восточной Азии. Jakarta Post сообщает, что четыре индонезийские авиалинии выразили интерес к покупке российских самолётов, однако все индонезийские закупки Superjet 100 были приостановлены до окончания расследования.

Вполне вероятно, что следователи также более внимательно взглянут на условия безопасности в Индонезии. Не считая нескольких крупных перевозчиков, её авиакомпании остаются в чёрном списке Евросоюза, в границах которого им запрещена деятельность.

Обречён ли Superjet? Слишком рано говорить, но как указал Стюарт Барвуд, «время для катастрофы хуже было не придумать». Пока власти проводят расследование, перед SuperJet стоит нелёгкая задача вытащить успешную программу из обломков.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0