В феврале российско-украинской войне исполнится три года. К исходу этих трех лет Россия объявила о более гибкой политике применения ядерного оружия.
Война на Украине оборачивается огромным и, возможно, непоправимым ущербом для влияния и репутации Владимира Путина, а также для вооруженных сил России. Красную Армию по праву почитали и боялись в тех странах, которые были ими оккупированы.
В конце концов, именно эта армия уничтожила большую часть огромной военной машины фашистской Германии. Подавляющее большинство частей Вермахта сражались на Восточном фронте, где война была битвой насмерть, без ограничений, присущих боям с участием американских, британских и других западных армий.
Очевидно, что Путин и его коллеги просчитались в том, как легко российские военные смогут взять Украину под контроль. Как и в вооруженных конфликтах прошлого, решимость и мужество народа Украины оказались одним из решающих факторов.
Особенно шокирующим оказалось то, насколько легко отступавшие оставляли погибших на поле боя. Не оставлять товарищей, живых или мертвых — традиционный принцип военной культуры.
Во время Второй мировой войны различные нововведения привели к существенно более изменчивой боевой обстановке. Тяжелая техника, дальняя авиация, электронная связь и другие новинки радикально изменили ход боевых действий.
Одним из важных изобретений была ракета с оптическим отслеживанием и проводным наведением, или TOW, относительно портативное и очень эффективное противотанковое оружие.
Весной 1972 года Северный Вьетнам начал массированное бронетанковое наступление на Южный Вьетнам. Ракеты TOW, обычно запускавшиеся с вертолетов, тогда уничтожили большое количество советских танков и другой техники. Наступление было наголову разбито.
С 1973 года Пентагон запустил спутниковую сеть для навигации на Земле. Высокоточные боеприпасы, современные возможности логистики и квалифицированные специалисты стали решающими при освобождении Кувейта от иракской оккупации.
Но Россия продолжает настаивать на войне. После инаугурации президент Дональд Трамп должен настаивать на мире.
Артур Сир — автор книги «После холодной войны – американская внешняя политика, Европа и Азия»