Мир на Украине

Конфликт на Украине приближается к неприятному для всех тупику. Российские войска прорывают позиции украинской армии, которая в некоторых местах, похоже, уже бесконтрольно отступает. Ситуация требует быстрых действий, чтобы конфликт не перерос в Третью мировую.

Имеется шесть фактов, на которых должны основываться успешные мирные переговоры по Украине:

В украинском конфликте при всех неядерных военных сценариях победит Россия.

Россия маловероятно намерена оккупировать всю Украину.

Переговоры должны будут реализовать почти все публично заявленные цели Кремля, а именно, нейтралитет, ограниченная армия, потеря территорий, неприсоединение к НАТО, возможное членство в ЕС.

Необходимо выделить надежные силы для контроля и наблюдения за линией прекращения огня.

Из-за отсутствия взаимного доверия все стороны должны взять на себя обязательства по деэскалации.

Необходимо предотвратить послевоенное обрушение государственности Украины, не допустив разгула терроризма/бандитизма.

Предварительные условия переговоров

Российские войска быстро продвигаются, а недавние налеты показывают, что Кремль готов лишить Украину подачи электричества. Кроме того, ранее Россия нанесла удар по Днепру новой баллистической ракетой «Орешник». Это означает, что для Украины существует только один (неядерный) финал: капитуляция ВСУ либо путем мирных переговоров, либо через капитуляцию.

Поэтому путь к миру следует искать исходя из первоначальных целей Кремля. Публично заявленными были четыре:

  1. защитить жителей ДНР и ЛНР согласно статье 51 Устава ООН
  2. провести денацификацию
  3. остановить ядерную программу Украины
  4. не допустить и убрать с территории Украины строящуюся инфраструктуру НАТО

Термин «денацификация» очень расплывчат и похоже использовался для связи с Великой Отечественной и дополнительной поддержки гражданами. Что касается программы создания ядерного оружия, совершенно неясно, существовала ли она на Украине. Поэтому цели 1 и 4 можно считать реальными целями Кремля. Вот здесь и лежит путь к миру.

Можно также предположить, что полный крах и оккупация Украины – это не то, что нужно Кремлю. Издержки аннексии Крыма в начале 2014 года для финансового баланса России были ошеломляюще большими — Россия тогда потратила свой Суверенный резервный фонд, чтобы оплатить эти издержки ($87 млрд на 2014 и $17 млрд на 2017 — год ликвидации; прим. mixednews). Вторая фаза конфликта сократила Фонд национального благосостояния наполовину. Кремль просто не может себе позволить сначала уничтожить большую часть Украины в войне, а затем вобрать в себя и восстановить ее, потому что это обрушит финансы самой России.

Цели Кремля и прекращения огня

Заявленные цели СВО подразумевают, что Россия добивается нейтралитета Украины относительно блока НАТО, ограничения ее военного потенциала и территориальной аннексии Восточной Украины, в частности Донецкой, Херсонской, Луганской и Запорожской областей, населенных преимущественно этническими русскими. После аннексии этих территорий точные границы не были установлены и должны быть «определены позже».

Поскольку Россия доминирует на поле боя, мир необходимо заключать на условиях Кремля. В противном случае Кремль может добиться от ВСУ безоговорочной капитуляции, что фактически приведет к тому же, но с более тяжелыми последствиями для Запада.

Первостепенное значение имеют стабильность режима прекращения огня и создание буферной зоны между ВСУ и российскими войсками. Миссия ОБСЕ на востоке Украины 2014-2022 годов потерпела неудачу, поскольку не смогла ни объективно сообщать о событиях на местах, ​​ни остановить эскалацию войны. Тем не менее, это, вероятно, будет единственная организация в мире, способная создать и контролировать буферную зону и прекращение огня. Все потому, что ни США/НАТО, ни Россия не будут иметь прямого контроля над миссией — она будет отчитываться перед Советом Безопасности, где за этим будут следить все основные ядерные страны.

Восстановление доверия через предварительные действия по деэскалации

Растущее присутствие НАТО на Украине стало движущей силой эскалации. До российско-украинской войны считалось, что ни одна страна с открытым конфликтом не может быть принята в НАТО. Однако в случае с Украиной что-то изменилось: руководство НАТО фактически «аннексировало» Украину.

Доверие между сторонами необходимо восстановить. Предварительные действия по деэскалации должны включать:

  • Ограничение Россией своего военного присутствия отданными ей территориями и эвакуация ударного оружия на достаточное расстояние от линии прекращения огня. Также Россия обязуется избегать использования военной силы в Европе, участвовать в восстановлении Украины и быть готовой возобновить торговлю, если санкции будут сняты.
  • ЕС и США немедленно прекращают отправку оружия и добровольцев на Украину и заявляют о готовности отменить экономические санкции.
  • США и Россия заявляют о своей приверженности независимости и нейтралитету Украины в ее текущих границах.
  • ЕС и США согласуют пакет срочной экономической поддержки для Украины в ее текущих границах.
  • США должны сообщить, что нынешнее руководство НАТО будет заменено и что НАТО проведет жесткую проверку своих действий и политических решений.

Предотвращение послевоенного развала Украины

Экономике и обществу Украины нанесен серьезный ущерб. Война проредила целые поколения, а инфраструктура страны серьезно пострадала. Поэтому в стране ожидается низкий уровень жизни.

Следовательно:

  • США и ЕС должны обеспечить продовольствие, жилье и медицинское обслуживание в любых необходимых количествах сразу после прекращения боевых действий. Необходимо создать находящуюся в ведомстве иностранных организаций полицию или военизированные формирования для обеспечения порядка и конфискации незаконного оружия.
  • США и ЕС берут на себя ответственность за ремонт и восстановление жилья и инфраструктуры Украины. В ходе мирных переговоров должны быть составлены планы сроков и распределения работ. Россия должна позаботиться о восстановлении аннексированных ею частей Украины, но в знак доброй воли может поспособствовать и восстановлению Западной Украины.
  • Украина самостоятельно должна создать новые, нейтральные к любым силам органы власти, а также определить порядок и политику нового правительства. Как можно скорее следует провести всеобщие выборы.
  • МВФ и Всемирный банк должны договориться о новых кредитах и о реструктуризации текущих.

Заключение

Конфликт оказался очень разрушительным для Украины и общей структуры европейской безопасности. Европейские лидеры должны были остановить эскалацию еще в 2013 и 2014 годах, но не сделали этого. Мирные переговоры в марте и апреле 2022 года, (сорванные, как считается, США и Великобританией) были омрачены «отсутствием» лидерства в Европе.

Война должна была закончиться весной 2022 года, но ей дали продолжаться и даже обостряться по малопонятным причинам. Из-за провалов наших властей мы находимся на грани новой континентальной войны.

Мира на Украине и укрепления структуры европейской безопасности можно достичь, не вынуждая наш континент на новую гонку вооружений, которая всегда приводила к континентальной войне. Реалии на местах вместе с требованиями Кремля следует признать. Мира на Украине не легко будет достигнуть, но сейчас он нужен больше, чем когда-либо.

Туомас Малинен. Доцент кафедры экономики и генеральный директор GnS Economics с более чем 16-летним опытом научных исследований и более чем 10-летним опытом анализа.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий