В 1980-х нью-йоркский застройщик Дональд Трамп переписывался с экс-президентом Ричардом Никсоном. В 1982 году, не прошло и восьми лет после скандальной отставки Никсона, Трамп описывал его как «одного из величайших людей страны».
Но известный своим любовью к заключению сделок Трамп также восхищался главным дипломатическим достижением Никсона: его визитом в Китай в 1972 году.
Сегодня призрак Никсона преследует и американскую внешнюю политику, как это видно из заявленных намерений администрации заключить грандиозную сделку с Владимиром Путиным, которая перестроила бы глобальную политику, отодвинув европейцев на второй план и оставив Киев в стороне.
Спецпредставитель Трампа по войне на Украине Кит Келлогг представил план на Мюнхенской конференции по безопасности: ослабить союзы Путина с Китаем, Ираном и КНДР, предложив России лучшие условия. Этот подход напоминает визит Никсона в Китай в 1972 году, который изолировал СССР и усилил позиции США. Теперь Трамп может реализовать «обратного Никсона» — настроив Москву против Пекина.
Трамп стремится завершить войну на Украине на условиях, исключающих участие Киева, чтобы сосредоточиться на противодействии Китаю. Сторонники MAGA считают, что прекращение поддержки Украины высвободит ресурсы для борьбы с Китаем, однако недавние примирительные шаги Трампа по отношению к Китаю и сокращение антикитайских инициатив в правительстве ослабляют позицию этой группы.
Эта логика глубоко ошибочна. Визит Никсона произошел, когда Пекин и Москва уже были врагами, после столкновений из-за спорного острова, которые едва не привели к полномасштабной войне. Сегодня же Россия глубоко зависит от Китая практически во всем. По некоторым оценкам, Китай поставляет около 90% компьютерных чипов, используемых в российской промышленности. Москва и Пекин имеют совпадающие интересы в различных дипломатических и политических сферах. Они проводят совместные военные учения и обмениваются военными технологиями. Если бы США удалось убедить Путина отказаться от этих отношений, цена за это должна была бы быть чрезвычайно высокой.
Согласие с требованиями Путина — сохранение за собой занятых территорий и прямые переговоры — разрушит послевоенный мировой порядок. Такие уступки могут спровоцировать Китай и другие режимы на агрессию, например, против Тайваня. Сделка Трампа с Путиным может также ослабить НАТО, на радость антизападным силам.
Российские источники сообщают, что они осведомлены о желании Трампа достичь чего-то, что он сможет представить как победу над Китаем, и они почти наверняка предоставят ему такую возможность. Что бы это ни было, нет оснований считать, что Путин посчитает необходимым разорвать свой союз с Си. Он слишком сильно в нем нуждается, независимо от того, что предложат американцы.