
Как гласит поговорка, в России все крутится вокруг нефти. Если так, то решение тогдашней администрации Байдена нацелиться на российскую нефтяную промышленность стало для Кремля плохой вестью.
Угроза вторичных санкций оказала влияние на страны, торгующие с теневым флотом России, заставив остановиться десятки танкеров, направлявшихся в Индию и Китай. Энергетический сектор России дополнительно пострадал, когда в конце 2024 года Украина прекратила транзит газа, что обошлось в миллиарды долларов потерь ежегодно.
Нефть остается жизненно важной для России, обеспечивая более половины ее экспортных доходов. Хотя американские поставки СПГ сократили продажу российского газа, Европа в начале 2025 года возобновила значительные закупки российского газа.
Дополнительное давление на российские доходы может оказать увеличение добычи углеводородов в США и Саудовской Аравии. Если Путин отвергнет любую финальную сделку, не посчитав ее достаточно победной, России будет угрожать быстрое падение экспортных доходов с серьезными долгосрочными экономическими последствиями.
Менее вероятный сценарий — смягчение ограничений при достижении мирного соглашения. Это может быть снятие санкций на нефть и разрешение Турции или другим странам оказывать помощь экспорту российского газа. Однако такие варианты, учитывая текущие трения, пока кажутся маловероятными.