
Мирный план Дональда Трампа для Украины, состоящий из 28 пунктов, вызвал резкую критику из-за того, что явно учитывает интересы Владимира Путина. Президент США потребовал от Владимира Зеленского принять предложение до четверга, предусматривающее передачу российских территорий, отказ Киева от вступления в НАТО и восстановление членства России в «Большой восьмёрке».
В США растёт беспокойство по поводу того, что к разработке плана причастен Кирилл Дмитриев — человек из ближайшего окружения Путина, включённый в санкционные списки. В феврале 2025 года он получил должность специального посланника президента по вопросам иностранных инвестиций и экономического сотрудничества, хотя дипломатического опыта у него почти нет.
Несмотря на санкции, введённые в 2022 году и запрещающие американцам вести дела с ним и его фондом, спецпосланник Трампа Стив Виткофф и зять президента Джаред Кушнер встречались с Дмитриевым в Майами в конце октября. Администрация Трампа выдала особое разрешение на его въезд, а Виткофф, по данным Reuters, провёл с ним несколько встреч в этом году. В интервью Axios Дмитриев подтвердил своё участие: «мы чувствуем, что позиция России действительно услышана».
Дмитриев родился в 1975 году в советском Киеве. В детстве он, по воспоминаниям одноклассников, был увлечён США и отличался упорством. «Он был довольно высокомерен… но очень систематичен, и если чего-то хотел, добивался этого», — рассказал украинский депутат Владимир Ариев, учившийся с ним в одном классе.
В 1989 году, не зная английского, он стал одним из первых советских школьников с Украины, отправившихся по обмену в США — в штат Нью-Гэмпшир. Позже он окончил колледж в Калифорнии, перевёлся в Стэнфорд, получил степень бакалавра по экономике и затем — MBA в Гарвардской школе бизнеса.
В деловых кругах его характеризуют как чрезвычайно амбициозного. Один из источников The Guardian, знакомый с ним с конца 2000-х, сказал: «Дмитриев одержим желанием казаться значимым… по содержанию — слаб, но умеет отлично продавать себя». Его карьера началась в McKinsey и Goldman Sachs, а в 2011 году он возглавил вновь созданный Российский фонд прямых инвестиций.
Ещё до введения санкций Дмитриев активно выстраивал связи на Западе. Во время пандемии он лично координировал с Кушнером поставку в США аппаратов ИВЛ от РФПИ, что вызвало тревогу в Минфине: чиновники опасались нарушения собственных санкционных правил. Когда в 2022 году США ввели против него ограничения, в официальном заявлении его назвали «известным союзником Путина», добавив, что он «использовал связи с американскими университетами и организациями, чтобы представлять интересы российского президента».
Недавно министр финансов США Скотт Бессент в интервью назвал Дмитриева «российским пропагандистом». Тем не менее, даже в кремлёвских кругах он не всем нравится. Как сообщают российские источники, на февральских переговорах в Саудовской Аравии, первых после начала конфликта на Украине, министр иностранных дел Сергей Лавров выразил недовольство тем, что Дмитриев присоединился к делегации без его ведома. Когда Путин включил его в состав группы, не поставив в известность Лаврова, тот, узнав об этом, отодвинул стул от стола и произнёс: «Если он хочет участвовать, пусть Владимир Владимирович скажет мне об этом сам».


