
Авиазавод «Авиастар», входящий в состав компании «Ильюшин» и Объединённой авиастроительной корпорации, планирует создать два новых транспортных самолёта — тяжёлый стратегический Ил-100 (ранее известный как Ил-106) и средний Ил-276. Губернатор Ульяновской области Алексей Русских сообщил об этом во время прямого общения с жителями региона, связав анонс с планами расширить штат предприятия и модернизировать оборудование на производстве.
Ил-100, получивший прозвище «Слон», задуман как замена гигантскому Ан-124 «Руслан», разработанному в советское время совместно с Украиной и до сих пор остающемуся крупнейшим в мире военным транспортным самолётом. Новый аппарат должен перевозить от 80 до 100 тонн груза. Однако, по данным украинского издания Defense Express, на данный момент существуют лишь предварительные эскизы, и заявление российского губернатора может быть скорее пропагандистским ходом, чем подтверждением скорого запуска серийного производства.
Средний транспортник Ил-276 оснастят двумя двигателями ПД-14М. Он представляет собой уменьшенную копию Ил-76, который до сих пор выпускается на ульяновском заводе. Самолёт создаётся для замены устаревших украинских Ан-12, Ан-26 и Ан-72. Грузовой отсек будет иметь такой же поперечный размер, как у Ил-76, хотя фюзеляж сделают короче. По данным «Коммерсанта», «аппарат сможет перевозить до 80 % всех видов вооружений и боевой техники при существенно меньших расходах».
Разработка Ил-276 началась ещё в 2009 году в рамках совместного проекта с индийской компанией HAL, однако Индия вышла из соглашения примерно в 2015 году. Сейчас Дели планирует списать парк Ан-32 к 2032 году и заменить его Airbus C-295, а также рассматривает Embraer C-390 и Lockheed Martin C-130J.
Украинское издание Defense Express отреагировало иронично: «Ни один из этих самолётов пока не совершил первого полёта, хотя над одним из них россияне работают почти 25 лет». Способность России реализовывать авиационные проекты вызывает сомнения. Так, истребитель Су-75 «Чекмат», впервые представленный макетом на авиасалоне МАКС-2021, так и не поднялся в воздух к 2025 году, несмотря на обещания первого полёта в 2023 году. На выставке в Дубае в 2025 году его представили лишь в виде уменьшенной модели, напоминающей беспилотник.
Несмотря на санкции, Россия продолжает выпускать авиационную технику, но масштабы производства и соответствие заявленным характеристикам остаются под вопросом. По данным утечек, даже новейшие Су-57 до сих пор не оснащены рядом ключевых систем. В 2025 году власти заявили о патентовании проекта широкофюзеляжного лайнера, способного соперничать с Boeing 787 Dreamliner, однако маловероятно, что он выйдет за рамки чертежей.


