Когда российская Государственная Дума ратифицировала соглашение о логистике с Индией, это был не просто формальный шаг. Фактически была восстановлена оперативная взлётно-посадочная полоса, соединяющая две армии, чьи оборонные связи формировали авиационный ландшафт Азии более шестидесяти лет.
Подписанное в феврале 2025 года Соглашение о взаимном обмене логистической поддержкой (ДЕЛОС) даёт военным самолётам, кораблям и подразделениям обеих стран структурированный доступ к базам, аэродромам и портам друг друга. Для ВВС это означает гораздо больше, чем просто дозаправку — оно восстанавливает предсказуемую совместимость в момент, когда Индия расширяет своё присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе, а Россия корректирует позиции в Евразии и Арктике.
На практике соглашение позволяет самолётам ВВС Индии использовать российские базы от Тихого океана до Арктики, а российская авиация получает аналогичную поддержку на индийской территории. Для Нью-Дели, который по-прежнему сильно зависит от российской техники — таких как Су-30МКИ и системы С-400, — пакт упрощает поставки запчастей и организацию ремонта.
Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, это шаг к взаимности и открытости, подтверждающий стратегический характер отношений. Исторический контекст здесь неизбежен: с 1960-х годов ВВС Индии формировались на основе советской и российской авиации, а более 200 индийских предприятий были построены при содействии СССР и России.
Представитель министерства обороны Индии заявил, что соглашение «подключает Индию к географии, к которой её ВВС редко имеют доступ». Российские базы, такие как Владивосток и Мурманск, теперь могут использоваться для морской разведки, арктических операций и дальних полётов, в то время как индийские аэродромы в Гималаях и в акватории Индийского океана дают Москве оперативную гибкость.


