
Российско-канадская режиссёр Анастасия Трофимова, известная съёмками в горячих точках по всему миру, представила документальный фильм «Русские на войне». Картина, снятая полулегально — без разрешения российских властей, — показывает конфликт глазами солдат и мирных жителей. Трофимова провела с военными несколько месяцев, чтобы запечатлеть их неоднозначные и зачастую противоречивые размышления о происходящем.
Герои фильма, включая снабженца Илью из Луганска, говорят, что для них война началась в 2014 году. «Для меня война началась не в 2022-м, — говорит он. — Это было началом гражданской войны, грубо говоря, на Украине». Режиссёр фиксирует, как у солдат со временем на смену патриотическим лозунгам приходят усталость и вопросы о смысле боевых действий.
Фильм Трофимовой вызвал полярную реакцию. На Венецианском кинофестивале его встретили овацией, а в Канаде показ пытались сорвать, обвинив режиссёра в оправдании российской армии. Власти страны, включая вице-премьера Христию Фриланд, осудили картину. Сама Трофимова заявила, что её цель — показать человеческое лицо тех, кого на Западе часто изображают просто как «оккупантов».
Съёмки проходили с огромным риском. Не имея официального разрешения, режиссёр и её команда работали при молчаливом согласии отдельных воинских частей. Она подчёркивает, что старалась не подвергать героев опасности, тщательно маскируя их лица и геолокацию. В результате получился редкий и откровенный взгляд изнутри на настроения в войсках.
В картине нет закадровых оценок или политических выводов. Трофимова даёт слово самим участникам событий. Мы слышим, как молодой механик-водитель, рассуждая о борьбе с нацизмом, вдруг говорит: «Люди — они все одинаковые… А потом есть нацисты». Видим, как санитарка Анчар, сначала поддерживавшая спецоперацию, позже, будучи беременной, клянётся никогда не рассказывать своему ребёнку о войне, «потому что девяносто процентов в ней — ложь».
Режиссёр не скрывает и самых тяжёлых сцен: леденящий душу разговор по радио с солдатом, который кончает с собой, чтобы не попасть в плен, или кадры с дрона, запечатлевшие последние секунды жизни раненого бойца. Фильм завершается тихими сценами похорон и скорби, где зритель остро чувствует тяжесть утрат.
Анастасия Трофимова через личные истории и прямые разговоры с солдатами пытается прорваться сквозь пропагандистские клише с обеих сторон. Её работа — попытка понять, что на самом деле думают и чувствуют те, кто оказался на передовой этой затяжной войны.


