Сталинград – решающая битва против Гитлера

Источник перевод mixednews

Джонатан Мэнтроп, Vancouver Sun, 11.11.2010

Одиннадцатого ноября 1942 года Адольф Гитлер, находясь в загородной резиденции в Баварии, в Берхтесгаден, праздновал, по его собственному мнению, захват Сталинграда и предстоящее падение Советского союза.

После почти трёх месяцев одних из самых жестоких за всю вторую мировую войну боёв на развалинах города, Гитлер посчитал, что его группа Армий Б под командованием Фридриха Паулюса взяла верх.

Падение Сталинграда обеспечило бы гитлеровской армии захват контроля над жизненно важными месторождениями Кавказа в Майкопе и Грозном, а также продвижение на север для уничтожения центральных сил совестских войск и в качестве приза завоевание Москвы и Ленинграда, чего он не смог добиться годом ранее.

Гитлер был настолько уверен в правильности своей точки зрения, что за три дня до этого, восьмого ноября по радио объявил о победе в Сталинграде, и начале краха сталинского Советского союза.

Уверенность Гитлера базировалась на бодрых сводках с фронтов. немецкие войска захватили 90 процентов Сталинграда. Всего лишь несколько ничтожных территорий города и береговая линия всё ещё находились под контролем советских войск.

Эти тактические препятствие казались несущественными, и крах советских сил казался неминуемым.

Но ещё до того, как Гитлер вместе со своим окружением 11 ноября закончил празднование, из Сталинграда пришли вести, которые чётко показывали, что битва за город ещё далеко не закончена.

На самом деле битва, которую многие писатели считают повротной точкой на европейском театре военных действий, была едва ли выиграна хотя бы наполовину.

Некоторые аналитки пошли ещё дальше, и заявили, что как и сражение у атолла Мидуэй являлось решающей битвой на тихоокеаноком театре военных действий. и как битва у Эль-Аламейна являлось критической для сражений Второй мировой в Северной Африке, сталинградская же битва была решающим фактором, который в итоге привёл к неизбежному концу Гитлера и всего нацистского режима.

Понятно что эта точка зрения не всегда отвечает в пользу североатлантических союзников, поскольку преуменьшает значение высадки дня Д, продвижения в Европу с Запада, и жертв, принесённых Канадой, Британией, США и другими странами.

Сталин не был единственным, кто поддерживал эту точку зрения. Его всё более настойчивые требования, обращённые к премьер-министру Британии Уинстону Черчиллю и американскому президенту Франклину Рузвельту об открытии в 1943 году второго фронта предполагали, что у него нет полной увереннности в своих возможностях выиграть войну без посторонней помощи.

Тем не менее, никем не подвергалось сомнению то, что Сталинград представлял собой дальнейшее продвижение и расширение нацистской военной машины. До Сталинграда Гитлер был силён, и неотвратимо наступал. После Сталинградской битвы ему оставалось только защищаться и потерпеть неминуемое поражение.

В отчётах, пришедших в Берхтесгаден 11 ноября, говорилось, что мощные советские силы атаковали третью румынскую армию и итальянские соединения, которые располагались на северном фланге немецких сил.

Нескольким днями позже в других отчётах говорилось, что ещё одна советская ударная группировка при поддержки тысяч танков атаковала другие румынские соединения северного фланга.

Ставка Гитлера немедленно поняла, что Паулюс и его шестая армия подвергается опасности окружения и отрезания от основных сил и обеспечения.

Фюреру посоветовали приказать Паулюсу начать немедленный вывод войск из кольца, пока ловушка не захлопнулась.

Гитлер отказался. «Никогда. Я никогда не оставлю Волгу», как говорят, кричал он Паулюсу в телефонную трубку.

Вместо этого Гитлер приказал генерал Эрих фон Манштейн, который находился на фронте Северной России, быстро продвигаться на юг, чтобы разорвать намечающуюся Сталинграда советскими войсками.

Продвижение Манштейна было задержано наступлением зимы, и было отложено до 9 декабря, затем он продвинулся к Сталинграду настолько, что войска Паулюса в осаждённом городе могли видеть сигнальные ракеты сил Манштейна.

Он был ближе всего к Паулюсу, и более чем миллионная группировка сил Манштейна пришла вызволять шестую армию Паулюса.

Когда 2 февраля следующего года битва была почти закончена, 750 тысяч немецких солдат и их союзников были убиты или ранены, и 91 тысяча человек попали в плен. Из этих 91 тысячи только 5 тысяч потом смогли вернуться домой.

Битва для командующего советскими войсками Георгия Жукова обошлась такой же большой кровью. Его армия из 1,1 миллиона человек потеряла около 478 тысяч убитыми или пропавшими без вести, и 650 тысяч были ранены, или пострадали из-за различных болезней.

На протяжении всей битвы продолжительность жизни советского пехотинца, призванного на фронт, составляла всего один день.

Также как минимум 40 тысяч жителей Сталинграда было убито во время этих боёв.

Сталинградская битва неразрывно связана с Курской битвой — крупнейшим танковым сражением, которое когда-либо было, проходившей в июле и августе 1943 года, когда Манштейн пытался стабилизировать свою линию фронта после поражения в Сталинграде, и его последующей победы над советскими силами в Харькове.

После Курска, когда Советы первый раз смогли эффективно блокировать немецкую тактику блицкрига, используя высокомобильные и тесно скоординированные воздушные и бронетанковые силы, гитлеровские силы продолжали своё отступление, которое закончилось только в Берлине.

Фон Манштейн потерял под Курском убитыми и ранеными около 250 тысяч человек, а также около одной тысячи танков и почти столько же самолётов.

В ходе двух этих битв были уничтожили самые опытные гитлеровские силы, а также большая часть их техники.

Если бы эти люди и вооружения были доступны Гитлеру после того, как союзники высадились в Сицилии в 1943 году, и в Нормандии в июне 1944-го, сопротивление, которое Гитлер был бы способен оказать, было бы значительно более мощным.

Но как и Наполеон Бонапарт до него, Гитлер возжелал богатую территориями и ресурсами Россию. И также как и Наполеон, он недооценил климатические особенности России, рельеф местности и волю русского народа сопротивляться захватчикам.

Специально или по совпадению, в своей операции Барбаросса, Гитлер как и Наполеон выбрал один и тот же день для нападения на Россию — 22 июня.

Сталин ждал этого. Он не верил что Гитлер будет соблюдать советско-германский пакт от 1939 года, и догадывался, что Гитлер хочет захватить его земли и ресурсы России, и также её союзников.

Сталин использовал время, чтобы перебросить от греха подальше советскую промышленность в основном на восток Урала и Сибири, что оказалось решающим в битвах в Сталинграде и под Курском.

Изначальное продвижение нацистской военной машины было подавляющим, потому что Сталин и его генералы сдавали земли, чтобы выиграть время.

Ко второму декабря 1941 года гитлеровские войска были уже в Подмосковье, в пределах видимости Кремля. Дальше этой точки на северном фронт они не продвинулись.

Весной 42-го Гитлер приказал двигаться на юг, чтобы захватить богатый нефтью Кавказ. К концу августа немецкие войска захватили нефтяной центр в Майкопе, и наступали на центр нефтяной промышленности в Грозном.

Но несмотря на советы своих генералов, Гитлер был зациклен на Сталинграде и требовал его захвата.

В его обеспокоенности того, что было бы опасным оставлять свои линии на Кавказе уязвимыми для атак из-под Сталинграда было рациональное зерно. Не его генералы были убеждены, что истинные мотивы Гитлера в том, чтобы унизить Сталина, именем которого был назван город.

Шестая армия Паулюса напала на Сталинград в августе.

Командовать обороной Сталинграда Сталин назначил маршала Андрея Ерёменко, и в качестве политического комиссара Никиту Хрущёва, который сменил Сталина в качестве руководителя страны.

Фильм Враг у ворот по голливудски придумал ранние стадии битвы за Сталинград — хотя герой-снайпер в фильме, Василий Зайцев, существовал в действительности, и как говорят, уничтожил до 400 немцев.

Но этот фильм даёт ясную картину безумия городской войны. Сталин требовал «Ни шагу назад», и оборона советских солдат против превосходящих нацистских сил была маниакальна в своём упорстве.

Советские солдаты, чаще всего просто ополченцы со всего одной винтовкой на 10 человек, преодолели немецкое превосходство в воздухе и в артиллерии, вступая с противником в схватке так близко, что эти преимущества становились бесполезны.

Советский завод по производству танков Т-34, который в отличие от большинства промышленных предприятий города не был эвакуирован на восток до прихода немцев, продолжал производить танки до конца августа. Ближе к концу, заводские рабочие, которые строили танки, сами становились экипажами танков, и выводили их в бой прямо из цеха.

Но сражавшиеся на всё протяжении до берегов Волги войска Паулюса, которые контролировали почти весь город, сами обрекли себя на поражение.

Немецкие войска были вымотаны сверх всякой меры, а материально-техническая поддержка была нежизнеспособной.

Когда в конце ноября советские силы тремя армиями с севера и двумя с юга провели контратаку, город в течение двух дней был блокирован.

Немецкие ВВС Люфтваффе были не в состоянии обеспечить материально-техническую поддержку (как минимум 800 тонн в день), необходимую для обеспечения более 300-тысячного соединения, находящегося в котле.

Люфтваффе были способны доставлять всего 100 тонн в день, да и этот объём быстро сокращался перед лицом угрозы быстро растущих в качестве и количестве советских ВВС.

В конце ноября Гитлер вынужден был приказать Манштейну, находящемуся на северном фронте, прорвать блокаду. Но отказал Паулюсу двигаться по направлению к прорыву, единственному способу, при котором миссия спасения завершилась бы успехом.

Девятого декабря 1942 года армии Манштейна подошли на расстояние 50 километров к периметру Паулюса, но это было макимально близкое расстояние, на которое они могли подойти.

Восьмого января Советы предложили Паулюсу щедрые условия капитуляции. Гитлер отказал ему на принятие условий Советов, и сделал генерала фельдмаршалом, намекнув ему, что «ещё ни один немецкий фельмаршал не попадал в плен». Подразумевалось, что следуя прусской традиции Паулюс в крайнем случае застрелится.

Имея всего лишь жалкий ручеёк материально-технического обеспечения, и всё более усугубляющихся условия русской зимы, 30 января Паулюс снова запросил разрешения на капитуляцию, и снова получил отказ. Второго февраля 1942 года дальнейшее сопротивление оказалось бесполезным, и решивший капитулировать Паулюс сказал «Я не собираюсь кончать жизнь самоубийством по приказу этого богемского капрала».

Он находился в плену до 1953 года, и затем жил в Дрездене в оккупированной Советским Союзом Восточной Германии до своей смерти в 1957 году.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Сталинград – решающая битва против Гитлера

Добавить комментарий