Может ли жадность быть полезной? Психология эгоцентризма

Источник перевод для mixednews – Cowanchee

Алчность является горячей темой в наши дни, подогреваемой коллапсом Уолл Стрит, разрушением ипотечного пузыря и всеобщим экономическим кризисом – и каждое из этих событий имеет под собой основой ненасытную алчность инвесторов, покупателей и ссужателей капитала. Разумеется, взгляд на алчность как на нечто эгоистичное, греховное или злое ничуть не нов. Алчность или жадность особенно выделяется как один из Семи смертных грехов католической церковью. А Преисподняя Данте Алигьери даже оставляет один из кругов Ада специально для наказания жадных. Но есть ли от жадности какая-нибудь польза?

Жадность, как и страсть или ненасытность, традиционно считается грехом избытка. Но жадность в основном относится к стяжательству материальных благ. Святой Фома Аквинский говорил, что жадность это «прегрешение против Господа, также как и любые другие смертные грехи, поскольку человек презирает вещи вечные в пользу вещей временных». Таким образом, алчность или жадность воспринимается церковью как грех, в силу её переоценки важности материальных вещей, в ущерб нематериальным или духовным аспектам бытия. Жадность может описать различные виды алчного поведения как предательство в угоду персонального благополучия, накопления материальных вещей, воровства, грабежа, и порочных финансовых схем, спроектированных для бесчестного манипулирования другими в целях личной прибыли. Но откуда происходит алчность?

И жадность и ненасытность близко соотносятся с тем, что Гаутама Будда назвал «желанием»: сверхпривязанностью к материальному миру и его удовольствиям, которая лежит в основе всего человеческого страдания. Жадность никогда не испытывает удовлетворения от того, что имеет, всегда желая и ожидая большего. Это голод, который невозможно утолить. Глубокая форма ненасытности. Так откуда же берёт своё начало алчность? Как ни парадоксально, жадность на самом деле проистекает из слишком малой заботы о своих интересах. Жадность произрастает из игнорирования (подсознательного) самого себя. Зависимость — это одна из форм жадности. Зависимые люди всегда хотят получить больше того, что доставляет им удовольствие, позволяет убежать от беспокойства, страдания или самих себя. Они стараются заполучить то вещество или ритуал, который даёт то, чем они наслаждаются, будь то наркотики, секс, игры, еда, порнография, интернет, телевидение, слава, власть или деньги. Мы все имеем свои персональные зависимости: трудоголизм, рационализм, шопоголизм, перфекционизм и так далее. Это наша довольно таки жалкая попытка заполнить духовную и эмоциональную пустоту внутри, удовлетворить некоторую глубоко похороненную потребность, исцелить или обезболить некую тревожащую психологическую рану.

Корни такого саморазрушительного поведения находятся в неудовлетворённых инфантильных потребностях, детских и взрослых травмах, а также в неумении быть достаточно эгоцентричными в своей повседневной жизни. Вместо того, чтобы разобраться с этими проблемами, мы стремимся избежать себя.

Жадность – это один из типов эгоизма. И большинство из нас с детства знают, что эгоизм это греховное, плохое или злое дело. Но обязательно ли эгоизм это плохое чувство? Негативное? Недуховное? Кощунственное? Нарциссическое? Антисоциальное? Или эгоизм иногда может быть хорошей вещью? Здоровой. Необходимой. Позитивной. Даже духовной. Можем ли мы стать слишком самоотверженными для нашей же собственной пользы? Всегда ли самопожертвование является лучшим решением для вашей психики?

В какой момент концентрированность на себе переходит в эгоизм, жадность, социопатию и патологический нарциссизм? Пациенты психотерапевтов вынуждены постоянно иметь дело с проблемами концентрации на себе: как с ненасытным нарциссизмом и всепоглощающим эгоцентризмом, так и с его иссушающим отторжением. Часто они чувствуют конфликт и ощущение вины относительно признания и приятия своих собственных эгоистических потребностей, чувств и желаний.

Одной из самых трудных задач для пациентов психотерапевтов является научиться быть эгоцентричными в правильном отношении. То, что требуется – это эгоцентризм, который сосредоточен вокруг, настроен на, признаёт и уважает потребности внутреннего Я. А вовсе не эгоистичные, невротичные, детские требования эго. Это всё ещё будет приземлённой жадностью или самовлюблённостью. Но это будет то, что Карл Густав Юнг описал как «Я»: цельная личность, цельная структура, в которой это – это только одна из частей. «Я» представляет собой одновременно и центр и тотальность личности человека. Уважения себя не так-то просто достичь. Это требует настойчивости, терпения, смирения, мужества и приверженности. Но это долгосрочное вложение в Себя может обеспечить мощное противоядие от жадности, ненасытности, алчности и зависимости.

Легко и удобно обвинять жадность, которую мы видим вокруг себя. Мы живём в обществе, которое обожествляет успех, известность и деньги. Но что насчёт жадности внутри? Не являемся ли мы все жадными в том или ином аспекте? Наибольшая опасность возникает тогда, когда мы отвергаем и проецируем нашу собственную жадность на других людей. Так что первое, что нужно сделать – это признать, что каждый из нас имеет жадность к чему-либо. Это в человеческой природе. Признайте это и то, что это говорит о человеке и его жизни, вместо того, чтобы просто праведно отвергать или не признавать этого.

Прежде всего, мы должны найти самих себя. Этот тонкий процесс начинается с внимательного прислушивания к своим собственным внутренним мыслям, чувствам, импульсам и потребностям. Слушание сперва должно быть неоценочным, без предвзятых концепций или привязанностей. Это нужно, чтобы идентифицировать наше сознательное и бессознательное намерение. Также стоит прислушаться к нашим снам, через которые наше Я говорит с нами. Открытие и распознавание внутреннего Я не лёгкий процесс и требует времени. Правильная психотерапия может помочь в этом процессе. Также как и медитация. А когда наше Я будет обнаружено и начнёт говорить с нами, нашей ответственностью становится проницательно выполнять его запросы. Если вы отказываетесь от этого – то делаете это только на свой страх и риск. Но найдя в себе мужество быть более осведомлёнными о своём внутреннем Я, вы обретёте более основательную, сбалансированную, зрелую и значимую жизнь. Жизнь, которую наставляет и направляет ваше собственное внутреннее Я.


1 балл2 балл3 балла4 балла5 балла (1 голосов, среднее: 4,00 из 5)
Loading...Loading...

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!

x

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать свои силы в переводе. Пишите.
Система Orphus: Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter Система Orphus



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *