Борьба за ислам, деньги и власть приносит насилие на берега Волги

Источник перевод для mixednews – josser

27.07.2012

О Казани, столице населённого главным образом мусульманами региона России Татарстана, уже давно сложилось представление как витрине религиозной терпимости. Однако репутация эта была вдребезги разбита взрывом заминированного автомобиля и нападениями с применением огнестрельного оружия, осуществлёнными за считанные часы перед началом священного месяца Рамазан.

На наружной стене книжного магазина висит листовка на местном татарском языке, призывающая мусульман объединиться против высшего религиозного лидера региона, муфтия Ильдуса Фаизова, раненного в ходе нападений, при которых также был убит его заместитель.

«Ситуация здесь только ухудшится, и больше всех пострадают мусульмане», – говорит Аниса Карабаева (43 года), лицо её обрамлено белым хиджабом, или традиционным головным платком.

«Будут ли ещё взрывы? Наверное», – добавляет она уныло, стоя перед витриной, заполненной экземплярами Корана и молитвенными ковриками.

Нападения прошли на фоне недовольства, распространённого среди многих мусульман, которые жалуются на то, что власти в Татарстане притесняют ислам именем борьбы с радикализмом. В этом споре также присутствует борьба за деньги и влияние во всё более процветающем нефтедобывающем регионе.

Президент Владимир Путин, чей новый шестигодичный срок начался в мае, неоднократно призывал к национальному единству и религиозному согласию в большей частью православном государстве с пустившими глубокие корни национальными меньшинствами, многие из которых исповедуют ислам.

На своём южном крыле Россия десятилетиями сталкивается с насилием в преимущественно мусульманских провинциях Северного Кавказа. В ходе двух сепаратистских войн после развала Советского Союза там погибли десятки тысяч людей, а повстанцы по-прежнему борются за установление исламского государства.

Но динамичному Татарстану – 2000 км от зон боевых действий – до последнего времени в значительной степени удавалось избежать смуты.

Умеренные мусульмане в Татарстане видят причину насилия в появлении радикальных групп, среди которых последователи строгого салафитского движения суннитского ислама и объявленная вне закона организация «Хизб ут-Тахрир», добивающаяся создания исламского халифата.

Теракты конца июля напоминают об ударах, наносимых по умеренным муфтиям на Кавказе, например, в находящемся по соседству с Чечнёй Дагестане. Казань сейчас находится в состоянии повышенной готовности к новым атакам. При входе в мечети полиция обыскивает личные вещи и сумки правоверных, выстраивающихся в очереди перед металлодетекторами.

«Ислам переживает сегодня в Казани бурный рост… Но есть различные секты и течения, которые вы попросту не в состоянии контролировать», – говорит имам мечети «Аль-Марджани» Рамиль Мингараев.

«Мы пытаемся вести борьбу с радикалами, мы пытались очистить от них наш город, но в подвалах и лесах есть тайные мечети, где они собираются и распространяют запрещённую литературу».

Некоторые из этих опасений проистекают из угроз, которые делались далёкими боевиками Северного Кавказа. В прошлом году самый разыскиваемый Россией человек, чеченский лидер исламистского партизанского движения Доку Умаров, призвал российских мусульман к восстанию, назвав Татарстан по имени.

«Я хочу обратиться ко всем братьям-мусульманам, которые живут на оккупированной Россией мусульманской земле… Я призываю вас уничтожать врагов Аллаха, где бы они ни находились. Я призываю вас уничтожать их везде, куда доходят ваши руки, и открывать фронты джихада», – сказал он в видеозаписи, размещённой на повстанческом сайте «Кавказ-центр».

Продажа путёвок

С момента вступления Фаизова в апреле прошлого года в должность председателя татарстанского подразделения Центрального духовного управления мусульман российского государства, кремлёвские власти хвалили его за то, что по их словам является мерами по приструниванию радикальных настроений и поощрению традиционных форм исламской практики, рассматриваемых как более умеренные.

Религия – это ещё и большой бизнес, который нажил ему врагов. В конце апреля Фаизов предоставил практически исключительные права по продаже в Татарстане туров в Мекку для совершения ежегодного паломничества хадж ООО «Татарский деловой мир» – компании, о которой на сайте его управления сказано, что оно же её и контролирует. Многие мусульмане жаловались на то, что цены пошли вверх.

Среди задержанных в связи с нападениями лиц, число которых по данным «Интерфакс» составляет от 40 до 100 человек, был Рустем Гатауллин – председатель совета директоров компании, у которой ранее были права на продажу паломнических путёвок.

«У него были враги» – говорит 73-летний Габид Хайруддинов, читающий в главной городской мечети «Кул Шариф» молитвы для правоверных мусульман, которые пришли к нему за помощью.

«Он обещал сделать поездки хадж дешевле, но вместо этого они стали даже ещё дороже: цена выросла со 120 до 150 тысяч рублей», – говорит он, а его светло-голубые глаза кажутся глубоко посаженными на фоне тёмной морщинистой кожи.

Небольшая протестная активность против Фаизова бурлила в Казани на протяжении всего года, а её кульминацией стало открытое письмо в его адрес, опубликованное в различных газетах и интернете на русском и татарском языках, в котором от него требовали уменьшения стоимости хаджа.

Фаизов был недоступен для беседы, когда Reuters позвонило ему в офис. Его заместитель был тоже недоступен, как и ещё один имам, имеющий хорошие связи с управлением.

Более справедливое общество

Под мечетью XVIII века «Аль-Марджани» есть тёмный подземный ход, ведущий из комнаты для молитв в исламскую школу (Казанский исламский колледж; прим. mixednews.ru) на другой стороне улицы. Пять раз в день несколько десятков студентов проходят через каменные ворота, совершают омовение, молятся и возвращаются обратно.

Для тех, кто на себе ощущает слабость социальных программ в России, а также хронически коррумпированной судебной и правоохранительной системы, более строгие разновидности ислама дают надежду на более справедливое общество.

«Хорошо, что у нас есть власть – без неё был бы хаос», – говорит Захид Анваров, дородный 20-летний студент с редкой чёрной бородой.

«Но эта система не является справедливой, потому что она построена руками человека. Если бы нами правил шариат, то жизнь стала бы лучше, более справедливой», – говорит он о кодексе исламского права.

Многие учащиеся приехали в Казань из других мест России или бывших советских республик.  Выделяемые на строительство средства, в том числе в рамках марафета, наводимого в городе с целью подготовки к проведению в следующем году Всемирной универсиады, создали в городе новые рабочие места.

Зарифа Камилова приехала в Казань в 2004 году, спасаясь от последствий второй чеченской войны в своём родном городе Грозном, в котором федеральные вооружённые силы свергли сепаратистское правительство.

Как и других казанских чеченцев, город привлёк её своим мусульманским большинством и возможностью найти работу. Но она говорит, что опасается маргинализации мусульман из-за давления властей, что будет толкать к экстремизму всё большее их количество.

«В этом году я уже убрала со своих полок пять книг, потому что они считаются слишком радикальными», – говорит она, ссылаясь на постоянно расширяющийся список литературы, поставленной вне закона Министерством юстиции России. Она и другие мусульмане говорят, что с того момента, как Фаизов начал исполнять свои обязанности, они ощущали всё возрастающее давление.

«Одно только это превращает нормальных людей в радикалов. Дело не в том, что люди становятся радикалами, дело в том, что их определение охватывает всё больше и больше людей», – говорит она.

Она признаётся, что опасается преследований мусульман правительством, когда будет запрещено ещё больше религиозной литературы, которую она в противном случае могла бы продать в своём магазине, где в продаже есть всё от электронных экземпляров Корана и молитвенных ковриков до часов с молитвами китайского производства.

Упоминая принимавшиеся ранее жесткие меры в отношении незаконных организаций вроде «Хизб ут-Тахрир», которая процветает в Центральной Азии и была завезена в Россию иммигрантами, она говорит, что ей никогда не приходилось сталкиваться с арестом. Но: «Я усвоила одно – никогда не думай, что этого не может произойти с тобой».

Мусульмане в Казани утверждают, что Фаизов, помимо прочего, предпринял попытку захватить руководство мечетью «Кул Шариф», которая является наглядным символом возрождения ислама в Казани. Построенная в 2005 году, она расположена на месте средневековой мечети, которая была разрушена в XVI веке Иваном Грозным, завоевавшим Казанское ханство – татарское государство, в котором правили потомки Чингисхана.

Взяли ночью

Возможно, ни одно из действий Фаизова в этой битве с радикальным исламом не вызывало таких разногласий, как его требование о том, чтобы имамы всех мечетей прошли курс традиционного ханафитского ислама – направления, которое традиционно связывается с Татарстаном.

В декабре разгневанные мусульмане штурмом взяли главную мечеть в городе Альметьевске, расположенном в 270 км от Казани, и в течение четырёх часов отказывались впустить в неё местные религиозные власти. Накал противостояния разрядил Фаизов, но возмущение так и не погасло.

Рядом с Альметьевском, в деревне Новое Надырово, где по гравийным дорожкам свободно разгуливают петухи и курицы, власти несколько месяцев назад сместили местного имама Ильнара Харисова. Со слов его друзей, он был задержан ночью в пятницу, на следующий день после взрывов в Казани.

Харисов, молодой учёный, получивший образование за рубежом и принявший имя Абдулмалик, по-прежнему имеет в деревне религиозных последователей, и его увольнение с поста имама раскололо общину. Соседи говорят, что заведовать деревенской мечетью назначили бывшего коммунистического функционера. Об аресте Харисова они говорят со злостью.

«Они убрали всех хороших имамов, поставили на их место клоунов и охраняют их там при помощи полиции. Люди тут очень несчастны», – говорит сосед Харисова, назвавший только своё имя – Рамиль.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий