Источник перевод для mixednews – Даниил Перов
С началом Арабской весны в Тунисе и Египте и её фатальными последствиями в Ливии и других государствах, по Ближнему Востоку и Центральной Азии прокатилась волна страха. Страх, одна из базовых человеческих реакций, породил экстремизм, угрожающий власти и вставший у руля некоторых стран. Это вызвало такую реакцию в социальных медиа этих стран, что, например, президент Египта Хосни Мубарак попытался взять под контроль такие интернет-проекты с целью пресечь любые попытки организации протестов против своего режима. Интересные совпадения во многих из упомянутых стран: диктатура, контроль национального сегмента интернета и государственных СМИ, высокий уровень бедности, безработица и никакой официальной оппозиции.
У кого-то может сложиться впечатление, что Центральная Азия – область влияния России, но это не совсем так. Такие государства, как Узбекистан, усложняют ситуацию. Президент Узбекистана Ислам Каримов пользуется поддержкой США исключительно из-за сложных отношений с Москвой. Схоже дела обстоят и с Таджикистаном.
Граждане этих стран в основном полагаются на Россию, где зарабатывают средства к существованию, а ведь от их доходов сильно зависят объёмы ВВП и госрезервов родных государств. Иначе дела обстоят на официальном уровне. Недавняя история с осуждёнными за контрабанду двумя российскими и одним эстонским пилотом указывает на стремление руководства этих бывших союзных республик заручиться поддержкой США.
Справляясь с этой ситуацией (не без помощи Китая), Россия демонстрирует нечто вроде стремления к Новому мировому порядку, влияя на многие основные функции ШОС (Шанхайская организация сотрудничества; прим. mixednews.ru). Эта организация включает РФ, КНР, и четыре центральноазиатских государства за исключением Туркмении. В качестве наблюдателей в ШОС участвуют Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Туркмения и Монголия. Шанхайская организация сотрудничества способна стать таким же влиятельным надсмотрщиком в регионе, как и НАТО.
Результаты последних встреч и совместные заявления ШОС указывают на мирные планы сотрудничества, в отличие от таковых в НАТО. На последнем саммите были озвучены пожелания о мире и стабильности в Афганистане после вывода коалиционных сил. Такие планы могут идти вразрез с намерениями НАТО. Североатлантический альянс ищет новые места для военных баз – центральноазиатский ищет мира и спокойствия. Страны ШОС выступали против военного вторжения в Ливию, а сейчас говорят о недопустимости повторения таких же событий в Сирии. Члены ШОС, Россия и Китай, голосовали против принятия резолюций Совбеза ООН о введении санкций против Сирии и Ирана наперекор планам НАТО. Наконец, азиатский блок сделает все возможное, чтобы предотвратить любой конфликт в евразийском регионе в целях сохранения мира и стабильности.
Руководство четырёх государств Центральной Азии, связанных с ШОС, были приглашены на саммит НАТО в Чикаго. Идея была проста. Если три государства Центральной Азии – Узбекистан, Таджикистан и Туркмения будут обеспечивать альтернативные маршруты для снабжения сил НАТО, они смогут пользоваться выгодами от других долгосрочных планов сотрудничества, включая природные ресурсы, военные базы и политические манипуляции региональных масштабов.
Отделив эти страны от ШОС, можно добиться столкновения интересов в центральноазиатском регионе, запустив новый глобальный процесс. И в новом раунде «игр в демократию» ветры Арабской весны могут достичь Центральной Азии.