Десять догм современной науки

Источник перевод для mixednews – Даниил Перов

«Научное мировоззрение» очень влиятельно из-за успешности многих научных областей. Наука влияет на нашу жизнь через технологии и современную медицину. Интеллектуальный мир был преобразован огромными научными прорывами, охватывающими материальный мир от элементарных частиц до миллиардов галактик расширяющейся вселенной.

Всё же, во второе десятилетие XXI столетия с наукой и техникой на пике мощности, всемирного триумфа и признания научных достижений, науку изнутри раздирают неожиданные проблемы. Большинство учёных уверено в скором разрешении этих противоречий с помощью дальнейших исследований и экспериментов. Некоторые же, включая и автора этой статьи, считают эти противоречия признаками глубокого недуга.

За столетия наука обросла предположениями, которые с годами «затвердели» и стали догмами. Без них наука стала бы лучше: более свободной, более интересной и даже более забавной.

Самое большое научное заблуждение из всех — то, что наука уже знает ответы. Будто детали все еще нуждаются в решениях, но, в принципе, фундаментальные вопросы уже улажены.

Современная наука стоит на том, что всё в нашем мире – материально. Что вся реальность состоит исключительно из материи, повинующейся физическим и химическим законам. Сознание рассматривается как продукт физико-химической деятельности мозга. Материя бессознательна. Эволюция бесцельна. Бог существует только в виде идей в человеческих умах, и, следовательно, в человеческих головах.

Эта точка зрения очень распространена, но не потому, что её сторонники очень критично к ней подходят. Скорее наоборот.

Нужно, чтобы наука избавилась от догматов. Она станет совсем иной, если избавится от сковывающих её предубеждений.

Научные кредо

Ниже приведены научные предубеждения, которые учёными воспринимаются безоговорочно:

  1. Механизация. К примеру, собаки – скорее комплексные механизмы, нежели живые существа, преследующие свои цели. Даже люди – это машины, эдакие роботы, с мозгом в роли генетически запрограммированного компьютера.
  2. Вся материя бессознательна. Её структура не жива, не субъективна и не имеет точек зрения. Даже человеческое сознание – это иллюзия, производимая материей мозга.
  3. Общий объём материи и энергии всегда одинаков (исключение – Большой взрыв, когда материя и энергия внезапно появились из сингулярности).
  4. Законы природы неизменны. Они такие же, какими были и раньше. Такими же они останутся и в будущем.
  5. Природа не имеет целей. Эволюция не стремится к какому-то результату и никем не направляется.
  6. Биологическая наследственность материальна, её носителем является генетический материал ДНК и прочие материальные структуры.
  7. Разум ограничен черепной коробкой и является продуктом активности мозга. При взгляде на дерево, его изображение появляется не «где-то снаружи», но внутри мозга.
  8. Воспоминания хранятся в материальных хранилищах и со смертью исчезают.
  9. Необъяснимые феномены вроде телепатии иллюзорны.
  10. Механическая медицина – единственная, имеющая эффект.

Вместе, эти утверждения составляют философию и идеологию материализма, центральной идеей которого является первичность материи, а не сознания. Это учение преобладает с середины XIX столетия и сейчас принимается как истина.

В повседневной жизни материализм стал образом жизни, посвященным исключительно материальным интересам – стремлением к накоплению имущества, богатства и роскоши.

Кризис научного мировоззрения

В течение двухсот с лишним лет материалисты обещали, что наука, в конечном счёте, объяснит всё в терминах физики и химии. Наука докажет, что живущие организмы — сложные машины, умы – продукт деятельности мозга, а природа бесцельна. Философ Карл Поппер назвал эту позицию «обещанным материализмом», потому что речь шла об обещанных наукой открытиях, еще не сделанных. Несмотря на все достижения науки и техники, материализм теперь стоит перед кризисом, который был невообразим в двадцатом столетии.

Проблемы первичности материи или сознания до сих пор не решены. Открыты многие детали, выделены последовательности геномов, приборы для сканирования мозга вышли на качественно новый уровень. Но до сих пор нет прямых доказательств того, что жизнь и сознание можно объяснить исключительно физическими и химическими процессами.

Философ Дэвид Чалмерс изложил свою идею о субъективной реальности, назвав её «трудной проблемой сознания». Трудность заключается в том, что она бросила вызов  механической терминологии. Даже если материализм объясняет реакцию глаз и мозга на красный цвет, «ощущение красного» не объясняется никак.

В глазах биологов и психологов роль материализма падает. Спасёт ли ситуацию физика? Некоторые сторонника материализма зовут себя физикалистами, подчёркивая свои надежды на успехи современной физики. Но степень доверия к физикализму снизила сама физика, по некоторым причинам.

Во-первых, многие физики настаивают на том, что принципы квантовой механики не могу быть сформулированы, не принимая во внимание разум наблюдателя. Они утверждают, что сознание не может быть сведено к физике, поскольку физика предопределяет умы физиков.

Во-вторых, самые амбициозные физические теории, такие как теория струн и M-теория, предполагающие наличие десяти или одиннадцати измерений вывели науку на совершенно неизведанные территории. Странно, но Стивен Хокинг  в своей книге «Великий замысел» утверждает: «Никто не знает, кто стоит за буквой «M» (имеется в виду М-теория; прим mixednews.ru). Это может быть и «Хозяин» и «Чудо» и «Тайна» (англ. «Master», «Miracle», «Mystery»; прим mixednews.ru). К тому, что Хокинг зовёт «модельно-зависимым реализмом» могут быть применены разные теории в разных ситуациях. «Каждая теория может подразумевать свою версию реальности, но, согласно модельно-зависимому реализму, это приемлемо, пока сходятся предсказания этих теорий.

Теорию струн и М-теорию пока невозможно проверить экспериментально, так что их эффективность пока подтверждается смежными теориями гораздо больше, чем экспериментами. Эти теории так же утверждают о бесконечном количестве параллельных вселенных, которых никто и никогда не видел.

В-третьих, с началом нового столетия стало понятно, что только известные материя и энергия составляют только 4 процента вселенной. Остальное состоит из «тёмной материи» и «тёмной» энергии. Девяносто шесть процентов физической реальности в прямом смысле невидимы.

В-четвёртых, Космологический антропный принцип утверждает, что мы видим вселенную такой исключительно из-за того, что именно в такой вселенной мог возникнуть человек. Здесь ставится под сомнение факты, касающиеся Большого взрыва. Настроил ли Божий замысел все законы и константы в самом начале? Чтобы избежать вмешательства бога-создателя, наиболее выдающиеся космологи предпочитают полагать, что наша вселенная – один из множества вариантов, каждый со своими законами и константами. Что предполагает так же и М-теория. И что мы существуем в мире, который просто нам подходит.

Материализм предполагал простое видение мира в прошлом столетии, но наука двадцать первого века давно всё это оставила позади. Обещания материализма не были выполнены и его «активы» обесценились научной гиперинфляцией.

Науку сдерживают догмы, ставшие могущественными табу. Эти верования защищают цитадель науки, но мешают думать открыто.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

2 Replies to “Десять догм современной науки

  1. «Большинство учёных уверено в скором разрешении этих противоречий…»
    …ЖИЗНЬ КОРОТКА, и только те, кто может убедить себя, что ЭТОГО срока хватит для разрешения задачи — может назвать себя УЧЕНЫМ. Тот же, кто РАЗВЕШИВАЕТ ярлыки «догм», не подлежащих сомнению — ТРЕПЛО (философ, богослов, …), imho.

  2. Действительно, настораживает запрограммированность ряда постулатов науки. Гипотеза Большого взрыва заявляет, что «материя и энергия внезапно появились из сингулярности». Современный французский философ Luc Ferry в сингулярности (обособленности) видит конечный этап эволюции современного человека, фактически по пути отрицания Бога. При этом Л.Ферри сам и констатирует, что наука (просвещение) в истории заменила собой у человека (западного по крайней мере) Бога. Наука сама стала для Запада чем-то вроде религии. Затем пришло ницшеанство (с фашизмом) как отрицание всякой религии и ставка на личное самоутверждение, в т.ч. и через внеморальное подсознание. В условиях глобализации капитализма раскручивается маховик внеморального технического прогресса (при котором вполне вероятен летальный конец для всего человечества). Поэтому Л.Ферри предлагает упаковать остатки любви в человеке как социальном индивиде в сингулярность, т.е. в единственность! Это полностью корреспондирует с заказом мировой элиты на суррогаты бессмертия, взятия под полный контроль мира чувств и ощущений человека и подчинения его чистому разуму. При этом идет явная подмена в философском фундаменте всей науки. Если раньше наука рассматривалась как инструмент познания объективной реальности и основа атеизма, то в последние тридцать лет социальный заказ изменен на реальность как функцию субъективного восприятия — т.е. солипцизм. Всё это конечно уже было в истории философии, но теперь в данном подходе, судя по всему, будет состоять новый алгоритм управления общественным и индивидуальным сознанием, лишенным Бога, находящимся в плену сингулярной псевдозначимости. Искусственный интеллект, построенный на целевых агентах квазимышления (обесчеловеченного), изначально лишен свободы, т.к. им запрещено постигать всю систему в целом. Таким образом, цементируется монополия избранных на формирование человекоподобного мышления через механизмы субъективного восприятия в общественных системах.

Добавить комментарий