Банановая республика без бананов

Эксперты по странам третьего мира из МВФ и Федерального Резерва говорят, что США становятся банановой республикой 3-го мира.

Правы ли они?

Что ж, давайте посмотрим, как «википедия» описывает 4 причины, которые делают из страны банановую республику.

Приватизация прибыли и социализация долгов

Первая особенность банановой республики — это «сговор между авторитарным презумптивным правительством и определёнными корпорациями, благодаря чему прибыли становится возможным приватизировать, а долги наоборот — делать народными».

Нуриель Рубини* написал в своём недавнем эссе: «Это кризис платёжеспособности, а не только ликвидности, но настоящее сокращение ещё не начиналось, потому что потери финансовых институтов были социализированы, и включены в долговые балансы правительства. Это ограничивает способность банков кредитовать, домохозяйств тратить, а компаний инвестировать…».

* Известный американский экономист, в частности предсказавший рецессию 2008 года, (прим. перев.).

Потери общественного сектора из-за роста дефицита налоговых поступлений рискуют свести на нет восстановление расходов частного сектора.

Рубини пишет: «Мы фактически продолжаем обслуживать систему, при которой прибыль приватизируется, а потери… социализируются».

Нассим Николас Талеб* говорит то же самое: «После того, как мечты развеялись, я понял, что это — рак. Раковая опухоль огромного размера, вызванная чудовищным ростом рисков из-за недостаточного понимания реальности. Второй проблемой явились невидимые и неявные риски новых финансовых продуктов. А третьей — взаимозависимость различных финансовых институтов».

* Американский профессор, математик и биржевой трейдер ливанского происхождения, (прим. перев.).

Вопрос интервьюера к Талебу: «Но разве эти проблемы не устранили?»

Талеб: «Нет, они всё ещё существуют. Сегодня у нас тот же размер долга, но теперь он переложен на государственный бюджет. Обычно долг гасится, исчезает. Долг — это ошибка между кредитором и заёмщиком, и им обоим эта ошибка невыгодна. Но правительство социализировало все эти потери, трансформировав их в долги ваших детей, внуков и правнуков. Какой получился эффект? Доктор диагностировал и облегчил симптомы заболевания у пациента, а потом трансформировал опухоль в метастазы. У нас всё та же болезнь. У нас всё тот же огромный долг, всё то же множество крупных банков, всё такое же активное государственное субсидирование рисков. А теперь у нас ещё и на 6 млн. больше безработных американцев, а по факту это число ещё выше, если учитывать скрытую безработицу».

Вопрос: «Вы хотите сказать, что США не следовало проводить все эти меры по спасению экономики? А что надо было делать?»

Талеб: «Работать в поте лица. Рост последних нескольких лет был поддельным. Так что смиритесь с потерями, будьте великодушны, и продолжайте двигаться дальше. Надо набраться терпения. Как я полагаю, вы не находитесь под приятным впечатлением от работы людей в Вашингтоне, которые пытаются справиться с кризисом».

Бен Бернанке ничего не сэкономил! Его вообще нельзя пускать в Вашингтон. Он как доктор, который прозевал начало развития метастазов, и уверяет, что состояние пациента не вызывает никаких опасений.

Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц называет это «социализмом для богатых». И многие с ним соглашаются.

Девальвирующиеся бумажные деньги

Вторая характеристика банановой республики — это «бумажная наличность, теряющая ценность на международном рынке».

— Смотрите сами. Вот диаграмма торгово-взвешенного индекса американского доллара (рассчитывается на основе валютной корзины стран – внешнеторговых партнёров, где каждой валюте присваивается индекс согласно торговому объёму) с 1973 по 2009:

Надписи: Торгово-взвешенный индекс: Основные валюты. За основу взят 1973 год. Затемнённые области указывают на экономические спады США.

А вот дополнительная диаграмма, показывающая снижение покупательной способности доллара с 1913 по 2005:

Надпись: Стоимость 1-долларовой банкноты федерального резерва от уровня 1913 года.

Политики, находящиеся у власти, используют это время для увеличения своих прибылей

Третья характеристика банановой республики такова:

Клептократия: те, кто находится во власти, используют это время для обогащения, постоянно уверяя, что недостачи и дефицит денег бывают только у тех неудачников, которые тратят своё время не для того чтобы зарабатывать деньги, а для того чтобы их тратить.

Как я уже писал в прошлом месяце:

Саммерса (директор Национального экономического совета – прим. ред.), Гайтнера (министр финансов США – прим. ред.), Бернанке (председатель ФРС – прим. ред.) и Конгресс устраивает то, что происходит.

Конечно устраивает… ведь они куплены с потрохами.

— Лоббисты из финансовой сферы передали Конгрессу и администрации Обамы сотни миллионов долларов. Они купили фактически всех ключевых конгрессменов и сенаторов в комитетах, наблюдающих за финансами и банковским делом. Члены Конгресса, которые б’ольшую часть денег получают от лоббистов, настроены резко против регулирования (финансовых процессов — прим. перев.).

— Обама получил от Голдман Сакс и финансового сектора в целом больше пожертвований, чем кто-либо до него.

— Саммерс и остальные члены экономической команды Обамы получили от финансовой индустрии много миллионов долларов всего за первые несколько месяцев после своего назначения.

— Два влиятельных конгрессмена (Dick Durbin и Collin Peterson – прим. ред.) сказали, что банки управляют Конгрессом.

Дональд Бодро, глава экономического факультета университета Джорджа Мейсона, сказал, что неправильно было бы называть политиков проститутками. На самом деле, говорит он, гораздо правильней называть их «сутенёрами», так как они продают американский народ финансовым гигантам.

Коррупция остаётся неподконтрольной, политики нужны только как часть шоу

Ну и четвёртая характеристика банановой республики:

Отсутствие какого бы то ни было механизма ответственности внутри правительства, из-за чего политическая коррупция, процветающая в банановой республике, остаётся неподконтрольной. Члены национальных законодательных органов, во-первых, в высшей степени продажны, во-вторых, с ними консультируются только для галочки, когда все важные решения уже приняты иными силами.

Нет никакой ответственности.

Для примера: бывший вице-председатель Федерального Резерва, расположенного в Далласе, сказал, что отказ правительства предоставить больше информации относительно спасении банков и вливания в них огромных средств сигнализирует о его продажности.

Как писали ABC : «Джеральд Дрисколл, бывший вице-председатель Федерального Резервного Банка Далласа и старший научный сотрудник Института Сато – либертарианского (либертарианство – политическая философия на основе личных свобод, – прим. ред.) научно-исследовательского центра, сказал, что его беспокоит отказ правительства предоставить больше информации относительно экстренных трат, что может свидетельствовать о продажности власти».

«Непрозрачность правительственной деятельности в других странах всегда ассоциируется с коррупцией, так что не вижу причин, почему бы такое не могло происходить и у нас», — сказал он.

Как я отмечал в октябре:

Вильям Блек — профессор экономики и права и главный регулировщик кризиса сберегательно-кредитных ассоциаций (S&L crisis, произошёл в начале 80-х в США, в ходе кризиса разорилось несколько сотен S&L ассоциаций – прим. ред.) сказал, что нынешняя стратегия правительства целиком повторяет стратегию времён сберегательно-кредитного кризиса, а именно — скрыть все неудобные моменты, и препятствовать людям в получении достоверной информации.

И действительно, как я отмечал прежде, — семь из восьми крупных, аккумулирующих финансы банков обанкротились в 1980-х во время «латиноамериканского кризиса»*. В ответ правительство попыталось скрыть свою неплатёжеспособность.

* Латиноамериканский долговой кризис произошёл в начале 80-х в ряде стран латинской Америки и, как следствие, в других государствах третьего мира, был связан с тем, что сумма внешних долгов правительств перед международными финансовыми институтами превысила возможности по обслуживанию долга. Сопровождался бегством капитала в более благоприятные зоны, обнищанием населения, сокращением потребления, падением экспорта и т.д. Другое название кризиса – «потерянное десятилетие» — прим. ред.

Ко всему прочему В. Блек сказал: «Не было проведено ни одной честной экспертизы по выявлению причин кризиса, потому что в ином случае были бы затронуты некоторые топ-менеджеры и политики…».

Вместо этого Казначейство и Федеральное правительство уговаривают нас не пытаться искать причин кризиса, и говорят, что скоро всё будет хорошо.

Экономист Дин Бейкер сделал похожие выводы, обвинив Федеральный Резерв в надувании финансового пузыря, и указав, что те, кто виновен в катастрофе, пытаются всеми способами убежать от общественного внимания, обращающегося в их сторону: «Ныне в политических кругах Вашингтона витает модная идея — создать «регулятор рыночных рисков», чтобы застраховать страну от повторения текущего экономического кризиса. Эта инициатива – попытка уйти от вопроса, почему всё пошло не так, она нацелена на то, чтобы уйти как можно дальше от истока той проблемы, которая и привела к финансовому и экономическому краху».

К этому Бейкер добавил: «Вместо того, чтобы постараться раскрыть правду, Конгресс наоборот — стремиться скрыть её», подразумевая, что банкстерам (от слов «банкир» и «гангстер» — прим. ред.) опять выдаётся разрешение на новое воровство.

Политики на продажу.

Конгресс устроил большое шоу с принятием законопроекта по реформе деривативов (т.н. производные финансовые инструменты, носят спекулятивный характер, благодаря отсутствию привязки к реальным ценностям вызывают неоправданный рост капитализации деривативных активов — прим. ред.), но фактически лишь ослабил уже существующие регулирующие механизмы. По факту законодательный акт «возможно был написан JP Morgan и Goldman Sachs» (двумя крупнейшими игроками на рынке деривативов). Другими словами, Конгресс просто подписался под решениями, выработанными в другом месте.

То же верно и для любой другой части финансовой «реформы», которая была принята.

Всё это просто показуха. Додд (председатель банковского комитета в Сенате – прим. ред.), Франк (Барни Франк, председатель финансового комитета палаты представителей в конгрессе – прим. ред.), Обама и другие политики, (за исключением горстки людей, пытающихся делать правильные вещи), нужны только для иллюзии законности и для подписывания бумаг после того, как все по настоящему важные решения (по экономическим законопроектам) уже были приняты в другом месте другими людьми.

Без бананов

«Википедия» даёт дополнительный штрих определению «банановая республика»:

Банановая республика — унизительное определение, первоначально используемое по отношению к политически нестабильным странам, зависимым от сельского хозяйства (например бананов), и управляемым маленькой, самоизбранной и богатой коррумпированной кликой.

Ну ладно, Америка не зависит от нескольких агрокультур, типа бананов, но почти единственные сектора, показывающие рост, это вооружённые силы и гигантские корпорации, щедро снабжаемые деньгами и другими «вкусностями» от дяди Сэма.

Как кратко выразился один из комментаторов, Америка стала «банановой республикой без бананов».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий