Источник перевод для mixednews – Даниил Перов
К сожалению, президент России Владимир Путин должен был отменить своё долгожданное посещение Пакистана, о чём было сообщено в коротком уведомлении; и что его четырехсторонняя встреча на высшем уровне в Афганистане с лидерами Пакистана, Афганистана и Таджикистана будет перенесена. Учитывая его недавнюю политику в этой области, его действия, кажется, вдохновлены тактическими причинами и не отражают изменения его стратегии.
Вскоре после своего избрания президентом США в 2009 году, Барак Обама взялся чистить авгиевы конюшни, доставшиеся ему от предшественника Джорджа Буша. «Перезагрузка» в отношениях с Россией стала частью этой работы. В этой, как и в других областях, Обама мало преуспел.
В то время как США и Европа вызывают у России наибольшую озабоченность в плане собственной безопасности, президент Владимир Путин активно реализует свою собственную «политику перезагрузки», но уже в другом направлении. Он обратил своё внимание на Юг и Дальний Восток.
В начале этого месяца Путин председательствовал на саммите АТЭС во Владивостоке. В первый раз этот ежегодный саммит состоялся в России. Незадолго до встречи Путин сделал два важных комментария для RT (бывший Russia Today; прим. mixednews.ru), государственного телеканала. Он сказал: «Две трети территории России находятся в Азии, и все же основная часть нашей внешней торговли — более чем на 50 процентов – приходится на Европу, доля Азии здесь составляет лишь 24 процента.
Было время, когда статус Москвы, объявившей себя значимым игроком как Европы, так и Азии, оспаривался Пекином. Ныне в этом никто не сомневается. Путин добавил: «Русско-китайские отношения находятся на беспрецедентно высоком уровне, большое взаимное доверие наблюдается и в политике и в экономике. Второй участок Транссибирского нефтепровода, маршрут которого соприкасается с китайской границей, планируется в ближайшее время расширить до порта Козьмино рядом с Японией. Это делается для увеличения мощностей и ускорения поставок азиатским клиентам».
Госсекретарь США Хиллари Клинтон встречалась с Путиным на саммите АТЭС. Однако мало кто всерьёз принимает её утверждение, что «в течение последних трех с половиной лет Соединенные Штаты и Россия углубили сотрудничество для решения общих проблем». Никто не отрицает некоторые улучшения в отношениях между этими странами за последний период. Путин назвал Обаму «очень честным человеком». С другой стороны, он был раздражен замечанием Митта Ромни о том, что Россия «без сомнения, геополитический враг № 1» его страны.
Колкая риторика сената США в отношении России идёт вразрез с её политическим курсом. Обе палаты Конгресса занимаются законопроектом, касающимся прав человека. Он назван в честь Сергея Магнитского, русского адвоката, умершего в тюрьме в 2009 году. Несмотря на солидарность обеих партий США в этом вопросе, Обама выступает против этого законопроекта. Путин предупредил об ответных действиях на случай, если этот законопроект станет законом.
Соединенные Штаты резко критикует вето России и Китая на резолюции по Сирии в Совете Безопасности ООН, хотя США с 1972 года наложили больше вето на резолюции Совета Безопасности, чем любой другой постоянный его участник. В основном, делалось это для защиты Израиля от заслуженного осуждения.
Важность этих вопросов нельзя недооценивать, что мешает «перезагрузке». Продолжаются разногласия по некоторым ключевым вопросам, которые непосредственно влияют на безопасность России. Это – разногласия по противоракетной обороне, касающиеся размещения противоракет в Польше и Чехии, увертюры НАТО в Грузии и Украине, и претензии России на уважение её исторически сложившихся сфер влияния.
Эти опасения были сформулированы президентом Путиным в своей знаменитой речи на ежегодной конференции по трансатлантической безопасности, состоявшейся в Мюнхене. Он ссылался на однополярный мир, который был создан после распада Советского Союза два десятилетия назад.
В отношении ядерного оружия Россия остается грозным соперником Соединенных Штатов, как это было и прежде, но ее политическое влияние резко сократилась. Сказались годы самоуспокоенности Запада насчёт России, инициированные Борисом Ельциным. Быстрое возрождение России при Путине и его напористость при решении вопросов в Европе и в Азии, поддержанная ростом цен на энергоносители, сильно беспокоит западные страны. Если Запад не начнёт относиться к России как к партнеру в формировании мирового порядка, а не как противнику, в мировой политике не будет стабильности.
Россия чувствовала себя обманутой не единожды. В 1989 году президент Советского Союза Михаил Горбачев согласился на объединение Германии, а также на членство этой страны в НАТО на тех условиях, что этот альянс не будет расширяться на восток. В НАТО не сдержали своего обещания. В 1990 году он в полной мере сотрудничал с президентом Джорджем Бушем по вопросу агрессии Ирака против Кувейта. В 2001 году Владимир Путин на посту президента поспешил предложить свою поддержку президенту Джорджу Бушу после событий 11 сентября 2001 года. Но никакой взаимности не ощущалось.
Стивен Бланк из отдела стратегических исследований Военного Колледжа США предупредил относительно политики перезагрузки: «Перезагрузка, при которой игнорируются основные пункты региональной безопасности России и формируется стойкое ощущение враждебности США, постоянно угрожают разрядке, как это было в 1970-х годах. Такая политика обречена. Мы снова не в состоянии воспринимать Москву и её интересы серьезно; возможно, мы просто не понимаем, с чем или с кем мы имеем дело».
Это произошло и в 1944 году, когда Соединенные Штаты не обратили внимания на мнение Черчилля о сферах влияния Сталина. Как и в любой другой стране, интересы безопасности России формируются с учётом её истории и географического положения. И пренебрегать этими факторами, ведя политику, было бы неразумно.