Источник перевод для mixednews – josser
Кыргызстан и Таджикистан являются странами Центральной Азии, окружёнными со всех сторон сушей и покрытыми горами – на 75 и 90 процентов соответственно. Горы дают избыток питьевой воды, питающей две главные центральноазиатские реки. Нехватка прочих природных ресурсов является причиной понятного стремления Бишкека и Душанбе к более рациональному использованию воды – через строительство гидроэлектростанций (ГЭС) для генерации электричества. В Душанбе задались целью воздвигнуть самую высокую дамбу в мире – 335-метровую стену бетона на реке Вахш (приток Амударьи). Кыргызстан тем временем позаботился о поддержке России при постройке 275-метровой дамбы на реке Нарын (впадает в Сырдарью).
Две страны хотят, чтобы в пределах их собственных границ были источники энергии, и по идее, это желание не должно было встретить особых препятствий. Однако, в силу того, что две рассматриваемые реки текут дальше по территории Узбекистана и Казахстана, последние две республики сильно противятся указанным планам. Узбекский президент Ислам Каримов и казахский президент Нурсултан Назарбаев, каждый из которых занимает свою должность уже более двадцати лет, встревожены тем, что удержание воды за дамбами, находящимися выше по течению, может ухудшить ситуацию со снабжением водой и нанесёт ущерб угодьям сельскохозяйственных культур, расположенным ниже по течению. О мерах предосторожности говорят уже несколько лет, но, похоже, что нервозность президента Узбекистана Ислама Каримов только усиливается. Во время своего недавнего двухдневного визита в Астану президент Каримов был донельзя откровенным: «Не буду называть конкретные страны, но всё это [вопрос дамб] может усугубиться настолько, что итогом станет не просто серьёзная конфронтация, но даже войны», – цитирует его слова Reuters. Вдобавок, по мнению президента Каримова, в результате землетрясения дамбу может прорвать, и вода хлынет вниз по течению, сметая всё на своём пути.
Обеспокоенность президента Каримова не лишена оснований, так как его страна пользуется водой из обеих рек. Будучи 6-м по величине производителем хлопка в мире (в прошлом году собрано около миллиона тонн), Узбекистан нуждается в воде для орошения своих полей. Кроме того, Ташкент использует очищенную воду двух рек для её потребления населением. Поскольку Кыргызстан и Таджикистан планируют уменьшить сток воды в эту засушливую часть мира, президент Каримов вынужден выбирать жёсткие выражения, явно для того, чтобы предостеречь своих соседей, слабейших в регионе.
Что даже ещё любопытнее, предупреждение прозвучало за две недели до посещения Кыргызстана российским президентом Владимиром Путиным. Главы государств подписали соглашения, предусматривающие совместное строительство и эксплуатацию Камбаратинской ГЭС (более 1500 мегаватт) и Верхненарынского каскада ГЭС («Акбулун», «Нарын-1», «Нарын-2» и «Нарын-3»; общая мощность – 282 мегаватт; ожидается достичь выработки 1 млрд. кВт·ч / год). Строительство серии дамб существенно понизит объёмы стока. В связи с этим Кыргызстан может получить своего рода рычаги в переговорах с Узбекистаном о ценах на его природный газ, которые в последнее время отличались непостоянством ввиду настойчивых требований Ташкента к Бишкеку покупать его по международным расценкам. Киргизы также могут обрести определённую власть при обсуждении с Узбекистаном вопросов прозрачных границ, которые Ташкент склонен закрывать в одностороннем порядке, когда посчитает это необходимым.
Восстановление российского военного доминирования
Тема гидроэлектростанций является всего лишь рядовым пунктом повестки визита Путина в Кыргызстан. Другим очень важным вопросом была российская военно-воздушная база, находящаяся всего в 20 км от Бишкека. В настоящий момент на ней находятся 600 российских военнослужащих, готовых осуществлять полёты нескольких истребителей Су-25 и вертолётов Ми-8. Значение этой военной базы лишь растёт, учитывая, с одной стороны, продление срока её аренды и истечение в 2014 году срока аренды базы коалиции стран под американским руководством – с другой. Президенты Путин и Атамбаев подписали совместное соглашение, по условиям которого предусматривается продление срока аренды ещё на 15 лет с 2017 года, обучение киргизских военных их российскими коллегами и поставки киргизской армии оружия российского производства.
В свете всех этих событий нельзя исключить, что момент, выбранный для предостережения президента Каримова о «войне за воду», был тщательно рассчитан по времени. Оглашая своё предупреждение перед визитами президента Путина в Кыргызстан и, позднее, в Таджикистан, президент Каримов хотел убедить своих коллег действовать разумно. Но ощущая за своей спиной поддержку Путина, президент Атамбаев был довольно прямолинеен, когда сказал, что «Россия защитит нас в случае агрессивных действий другой страны или террористов в отношении Кыргызстана». С одной стороны, этим высказыванием президент Атамбаев полностью подчиняет свою страну оборонному потенциалу российского командования. С другой стороны, единственной страной, к которой могло быть обращено послание президента Атамбаева, является Узбекистан. Из всех четырёх соседей Кыргызстана только Узбекистан может иметь мотивы для «агрессивных действий» по причинам изложенным выше: Китай не станет искать ненужных проблем на свою голову, нападая на крохотную страну, в чьей столице когда-то находился контртеррористический центр ШОС; Таджикистан сидит в одной лодке с Кыргызстаном (и президент Путин посещает эту страну в начале октября); а Казахстан слишком близок к России политически и экономически, чтобы позволить себе такие акты.
Если подойти к вопросу под другим углом, то становится понятно, что Кыргызстан и Таджикистан не просто хотят помощи России – они в ней нуждаются. Верхненарынский каскад будет производить достаточное количество энергии для того, чтобы Бишкек мог обеспечить электричеством своё население, которое страдало от нехватки электроэнергии и отключений во время президентства Курманбека Бакиева, пришедшего к власти в результате революции 2005 года. Кроме того, Бишкек активно лоббировал вопрос продажи электричества Казахстану при предыдущем правительстве Бабанова. Излишки электричества можно также использовать для компенсации нехватки природного газа, покупаемого у Узбекистана. Вторая сторона, желающая поставить гидроэлектроэнергию себе на службу, – это Таджикистан, чьё впавшее в нищету население предпочитает жить и работать в России, а не у себя дома. Находясь в непосредственной близости к нестабильному Афганистану, Таджикистан является элементом предложенного Госдепартаментом США проекта Нового Шёлкового пути. Проект предполагает доставку продукции и товаров из Центральной Азии в Юго-Восточную Азию через Афганистан, вовлекая тем самым последний в процесс. Принимая это во внимание, киргизская часть проекта обойдётся примерно в 6-8 млрд. долларов США, а Рогун будет стоить около 4-6 млрд. долларов, которые Россия готова предоставить в кредит. Таким образом, и Кыргызстан, и Таджикистан, получат от этого огромную экономическую выгоду, а также обзаведутся кое-какими политическими рычагами.
Поэтому неудивительно, что президент Каримов пытается отбить у Атамбаева и президента Таджикистана Имомали Рахмона охоту к реализации указанных проектов, поскольку те убыточны для экономики его страны, а значит, ослабляют его контроль над страной. Но у России тоже есть свои планы на счёт «ближнего зарубежья». Президент Каримов предпочёл Москве Вашингтон, когда в июне 2012 года Узбекистан приостановил своё членство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой первую роль играет Россия,. Антитеррористическая коалиция с США во главе должна свернуть свою миссию в Афганистане через два года и активно сотрудничает с Узбекистаном в вопросе транспортировки (вывода) войск и военного имущества. На фоне ухудшения отношений с Пакистаном роль основного канала снабжения афганской группировки Пентагон по разным причинам возлагает на Северную сеть поставок (ССП). Узбекистан является жизненно важным элементом ССП благодаря своей близости к Афганистану и маршрутам доступа к нему, которые однажды уже использовались Советской Армией сначала для ввода войск в Афганистан, а затем для их вывода из него. Чтобы иметь возможность оставить у себя часть перевозимого военного имущества НАТО, Ташкент был вынужден освободить себя от обязанности консультироваться с Москвой, т.е. выйти из ОДКБ. Кремль проглотил пощёчину, но, разумеется, не забыл её.
Поэтому он пытается вернуть своё прежнее военное присутствие и влияние в регионе. Россия стремится к укреплению своих позиций в этой части мира, в том числе и при помощи 201-й дивизии в Таджикистане (с 2004 года – 201-я военная база; прим. mixednews.ru), переговоры о продолжении пребывания в стране которой ведутся в настоящий момент (5 октября срок аренды продлён до 2042 года; прим.). Учитывая оказание Россией время от времени содействия Душанбе с Рогунской ГЭС, президент Путин, кажется, полон решимости «отвоевать» Центральную Азию по частям. И если принять во внимание будущий вывод войск НАТО, невмешательство Пекина и потребность стран региона во внешней помощи, у России есть все причины заново утвердить своё полное преобладание в регионе. А непостоянная текучая вода производит впечатление очень твёрдого и надёжного основания для таких действий.