Почему Россия не бесится из-за «Пэтриотов» НАТО в Турции

Источник перевод для mixednews – josser

Вслед за встречей министров иностранных дел блок НАТО дал добро на развёртывание в Турции батарей ЗРК Patriot, призванных обеспечить защиту от исходящих из Сирии ракетных атак. Тогда как в Анкаре этой новости рады, в России данный план вызвал недовольство и попытки его потопить в течение всего времени с того момента, когда в прошлом месяце Турция сделала свой первоначальный запрос о размещении «Пэтриотов». Обеспокоенность России в связи с развёртыванием «Пэтриотов» у границы с Сирией имеет две причины, и каждая из них довольно очевидна. Во-первых, Россия как внешний покровитель Сирии желает избежать интервенции любого из внешних игроков, и опасается того, что отправка ЗРК Patriot в Турцию является событием, предваряющим более масштабные действия со стороны внешних сил. Во-вторых, то обстоятельство, что «Пэтриоты» шлёт НАТО, подпитывает уже существующую российскую паранойю. НАТО всегда была для Москвы больным местом, и это можно понять. Организация, которая была образована во время холодной войны в качестве средства сдерживания Советского Союза, после развала СССР и утраты смысла своего существования не распустилась, а наоборот, даже расширилась и в процессе этого ещё больше окружила Россию. Вопреки неоднократным американским и западным заверениям в том, что случившееся не имело целью ослабление российской мощи, Россия никогда до конца не верила этой интерпретации событий, а потому рефлексивно противится любой повышенной активности НАТО на своём заднем дворике или в любых ситуациях, имеющих непосредственное к ней отношение.

Тем не менее, после решения НАТО направить в Турцию «Пэтриоты» Россия, как ни странно, поубавила свою критику. На пресс-конференции в Брюсселе после встречи Совета Россия-НАТО российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что Россия не возражает против развёртывания ЗРК Patriot, но не хочет дальнейшего обострения ситуации в Сирии. Лавров был недвусмыслен в том, что Россия расходится с НАТО по вопросу противоракетной обороны, но в этом частном случае Москва явно решила не занимать жёсткую позицию. Частично это объясняется тем, что альянс более чем достаточно дал понять, что размещение «Пэтриотов» на сирийской границе является никак не предвестником возможной интервенции НАТО, а скорее мерой, предназначенной для умиротворения и успокоения своенравной Турции. «Пэтриоты» были запрограммированы таким образом, что они могут вести перехват лишь ракет, входящих в воздушное пространство Турции, и не могут превентивно работать по целям над сирийской территорией. Будто это уже не было достаточно ясно, министры иностранных дел стран НАТО выпустили заявление, подчёркивающее, что «Пэтриоты» никоим образом не будут применяться в качестве наступательного оружия и не будут иметь отношение к какой-либо гипотетической бесполётной зоне. Хотя Россия по-прежнему не в восторге от хода событий, похоже, что усилия, направленные на то, чтобы убедить русских в том, что ракеты «Пэтриот» не предвещают активного вмешательства западных стран в гражданскую войну в Сирии на стороне повстанцев, себя окупили.

Есть, однако, ещё одна причина, по которой Россия стала вдруг демонстрировать более покладистое поведение, и она имеет отношение к энергетическим потребностям Турции. После введения в действие санкций в отношении иранской нефти Турция удовлетворяет свою огромную и постоянно растущую нужду в энергии при помощи иранского природного газа, и чтобы избежать запрета на финансовые операции с иранскими банками она покупает газ в обмен на золото. В качестве ответной реакции на турецкий обходной манёвр Сенат рассматривает новый законопроект о санкциях, которые распространялись бы и на продажу Ирану драгоценных металлов, и хотя Турция настаивает на том, что она продолжит скупать до 90 процентов иранского экспорта природного газа, в какой-то момент Белый дом будет вынужден взять по отношению к Турции более жёсткий курс, уступив в этом вопросе давлению Конгресса. Как я писал ещё в апреле, когда рассматривал турецкую энергетическую торговлю с Ираном, крупнейший поставщик нефти для Турции – не Иран, а Россия, и если Турции придётся искать источники удовлетворения своих потребностей в природном газе где-либо ещё, то её логически предсказуемым партнёром будет Россия. Имеются признаки, указывающие на то, что Турция готовится именно к этой перспективе, потому что она просила Россию увеличить объёмы поставок газа на 3 миллиарда кубометров в год, что хотя не замещает полностью 10 миллиардов кубометров, которые Турция ежегодно получает от Ирана, но значительно их сокращает. России нужно, чтобы Турция покупала больше её газа за счёт Ирана, и это отчасти может объяснить отход России от её крикливой позиции по вопросу развёртывания в Турции ЗРК Patriot. Россия хочет, чтобы Турция осталась её довольным клиентом, и если размещение какого-то числа оборонительных ракетных батарей вдоль границы с Сирией является ценой ведения бизнеса, то Россия пришла к выводу, что плюсы перевешивают минусы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий