Источник перевод для mixednews — belka
Это едкое вещество находится в нашей окружающей среде. Его присутствие превращает железо в хрупкую ржавчину, резко увеличивает риск возникновения пожара и взрыва. А иногда разрушает клетки организмов, которые жизненно от него зависят.
Это вещество составляет 21 процент от нашей атмосферы, и является двухатомным кислородом (О2), более широко известный как просто кислород.
Конечно, он имеет свои плюсы. Помимо того, что кислород необходим для дыхания и является надёжным двигателем внутреннего сгорания, он может быть сжиженным и используется в качестве ракетного топлива. Он также широко используется в мире медицины как средство наполнения тела необходимым газом. Но последние исследования показали, что подача кислорода может ухудшить ситуацию и причинить вред.
Никто не застрахован от опасностей кислорода. Но более всего могут пострадать от кислорода маленькие дети, которые только начали дышать, и те больные, которые находятся в коме.
Существуют различные травмы и заболевания, при которых современная медицина предусматривает кислородную терапию. Здравый смысл в том, что заполнение лёгких чистым О2 даёт больше жизненно важного газа в кровь, и таким образом в ослабленные органы, нуждающиеся в поддержке. Также давно известно, что при небольшом давлении чистый кислород может быть токсичным. С этим фактом хорошо знакомы аквалангисты и космонавты. Последние исследования показали, что человеческий организм отрицательно реагирует на чистый кислород даже при нормальном давлении.
Когда чистый О2 поступает в лёгкие, автономный рефлекс дыхания увеличивается. А увеличение частоты дыхания означает, что увеличивается продукт сгорания двуокиси кислорода и это заставляет кровеносные сосуды сжиматься. Поэтому несмотря на увеличение свободного кислорода в лёгких, кровеносная система с трудом доставляет драгоценный О2 в органы, и даже при нормальной атмосфере дыхание может остановиться.
Профессор нейробиологии Калифорнийского университета Рональд Харпер проводит наблюдения за группой здоровых подростков, которые дышат различными газовыми смесями, с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Его результаты показали, что у некоторых субъектов чистый кислород вызывал изменения умственных способностей, ведущих к клиническому помешательству. Такие отделы мозга как гиппокамп, центральная доля, и кора мозга показывают отрицательную реакцию; они в свою очередь стимулируют гипоталамус, главный регуляционный отдел организма, на проявление безумия. Гипоталамус регулирует множество вещей, в том числе частоту сердечных сокращений, температуру тела, а также является контролёром ряда других желез. Поступление чистого кислорода является сигналом гипоталамусу о впрыскивании в организм коктейля из гормонов и нейротрансмиттеров, что затрудняет сердечный ритм и сокращает эффективность системы кровообращения. Но Харпер также обнаружил, что, добавив всего 5 процентов СО2, все пагубные последствия, обнаруженные в чистом кислороде устраняются.
Однако существуют обстоятельства, когда даже надлежащее сочетание газов будет недостаточным. Современная медицина давно доказала, что после остановки дыхания мозг без кислорода может выжить только в течение шести минут, а потом его клетки в массовом порядке начинают умирать. Для борьбы с этим существует стандартная процедура восстановления дыхания и сердцебиения сразу же после их прекращения.
Изучая сердечные клетки и нейроны, лишённые кислорода, доктор Ланс Беккер из Университета Пенсильвании обнаружил, что нет никаких указаний на то, что по прошествии шести минут клетки начинают умирать. На самом деле, казалось, что без негативных последствий они могут оставаться в таком состоянии до одного часа. С учётом этого неожиданного наблюдения, стали выяснить, почему реанимация человека становится невозможной всего лишь после нескольких минут клинической смерти. Оказалось, что клетки умирают не от кислородного голодания, они умирают от реперфузии – возобновления поступления кислорода в клетку.
Ответственной за это, судя по всему, является митохондрия, которая является двигателем для клетки, и где сахар и кислород превращаются в энергию. Они так же несут ответственность за апоптоз, контролирующий самоуничтожение клетки. Обычно апоптоз происходит в таких ситуациях, когда клетки не подлежат восстановлению, инфицированны вирусом, в попытках предотвратить рак или оказывают помощь в регенерации тканей.
Этот процесс эффективно убивает и уничтожает клетку, позволяя телу прекратить поддержку бесполезной более клетки. По не до конца понятным причинам реперфузия запускает процесс апоптозиса кислорода, необходимого для спасения клетки, который в действительности её убивает.
Вооружившись это новой информацией о том, как клетки взаимодействуют с кислородом, становится ясно, что современная скорая помощь несовершенна, поэтому сейчас изучаются новые процедуры. Доктор Беккер для замедления деградации клетки предлагает воздействовать на них индуцированной гипотермией. И если будут найдены средства безопасной доставки кислорода к тканям больных находящихся в коме, то триллионы живых клеток могут быть реанимированы после часовой клинической смерти.
Это чудо представляется сейчас, как славное будущее, которое пока находится на горизонте. Но если представить себе практическое применение, то окажется, что когда-нибудь люди смогут лечить несчастные случаи и травмы, которые сейчас являются фатальными. Бригада скорой помощи может прибыть на место происшествия и с помощью льда и соли придать пациенту температуру 92 градуса по Фаренгейту. В состоянии гипотермии пациента перевозят в больницу, где вместо того, чтобы в отчаянии пытаться перезапустить сердце, врачи попытаются уладить проблемы с апоптозом, и только потом запустят сердце. Хотя это и не спасёт всех, но выводы могут в будущем привести к тому, что человек с хорошими полноценными клетками может быть не списан, как мёртвый только потому, что у него остановилось сердце. Чудо современной медицины, похоже, находится на пороге открытия определения реального различия
промежуточного состояния между жизнью и смертью, и действительной фактической смертью.