30 возможных глобальных кризисов 2013 года

Источник перевод для mixednews – antilopa

Авторы: Мика Зенко — сотрудник центра превентивных действий при Совете по международным отношениям. Эндрю Миллер участвовал в проектах Агентства международного развития в Ираке и Афганистане и является аналитиком центра превентивных действий Совета по международным отношениям.

Центр превентивных действий представил обзор вероятных событий будущего года

Одной из самых широко одобряемых сторон избирательной кампании президента Обамы было его часто повторяемое обещание осуществить «сплочение нации у себя дома» в течение своего второго срока. Эта цель ставилась многими президентами перед их переизбранием, но чаще всего этому препятствуют непредвиденные обстоятельства в мире. На Ближнем Востоке в рискованном состоянии  находится склад сирийского химического оружия; в Азии территориальные споры Китая с союзником США по договору становится всё более напряжённым; в Северной Африке рост и сотрудничество инспирируемых Аль-Каедой экстремистов может создать гавань для международного терроризма. Президент Обама и его новая администрация по внешней политике не могут запланировать, предупредить или сдержать все кризисы, с которыми Соединённые Штаты могут столкнуться в 2013 году. При предстоящем небольшом сокращении расходов на оборону и внешнеполитический бюджет им потребуется держать в центре внимания возможные события, которые требуют бдительности от руководящих политиков. Обзор превентивных приоритетов от Центра превентивных действий призван выявить вероятные непредвиденные обстоятельства и ранжировать их как по их потенциальному влиянию на интересы США, так и по вероятности их появления в 2013 году.

Многолетние читатели наших ежегодных обзоров заметят изменения в нашей методике. В первый раз мы использовали для обзора краудсорсинг (привлечение общественности через интернет; прим. mixednews.ru) для выявления 30 возможных непредвиденных событий, которые получили отражение в этом обзоре. Используя социальные сети (Facebook, Twitter, Quora и т.д.) мы получили сотни предположений от всех участников через интернет, что позволило обойти фильтры СМИ, обычно стремящихся сфокусировать внимание только на темах дня. Например, если бы вы положились на СМИ, чтобы предвидеть недавние беспорядки в Мали, вы бы пропустили бурление широкого недовольства коррумпированным и некомпетентным правительством в Бамако перед недавним восстанием и переворотом.

По сравнению с обзором 2012 года самым заметным изменением этого года является добавление ранжирования по вероятности. Ранее мы попросили респондентов ранжировать тридцать возможных событий на основе их потенциального влияния; однако за счет интегрирования вероятности у политиков теперь имеют полный спектр наиболее актуальных стратегических приоритетов. Мы ввели этот дополнительный рейтинг с полным осознанием того, что международные кризисы, как известно, сложно предвидеть. Даже разведывательное ведомство США с общим годовым бюджетом  $75 млрд. было захвачено врасплох самым важным геополитическим событием прошедшего десятилетия: Арабской весной. Хотя директор национальной разведки Джеймс Клэппер дал для разведывательного ведомства статус В+ или А- для Арабской весны, многие справедливо назвали бы такую оценку заниженной.

Мы получили экспертные оценки за пределами разведывательного ведомства, опросив свыше 1500 американских госслужащих, университетских учёных и аналитиков-прогнозистов, чтобы ранжировать вероятность и потенциальное влияние тридцати возможных событий, полученных с помощью предварительного краудсорсинга.

Многие вероятные события уровня I (например, высокие превентивные приоритеты), появившиеся в обзоре прошлого года, по-прежнему остаются, что говорит об их упрямстве. Например, перспектива крупного военного инцидента с Китаем с участием сил США и союзников не исчезла за прошедшие двенадцать месяцев. Скорее, из-за возросшей напряжённости между Китаем и Японией по поводу островов Сэнкаку/Дяоюй, угроза только усилилась, со слабыми признаками улучшения на горизонте. В то же время другие события уровня  I ожидаются в 2013 году. Например, имеются признаки действий в отношении  иранского ядерного кризиса военными или дипломатическими средствами.

В обзоре 2012 года также подчёркивалась возможность «развязывания широкого гражданского насилия в Сирии». К сожалению, сегодня этот сценарий стал реальностью, и нестабильность в Сирии, по всей видимости, далека от завершения. В связи с этим интенсификация сирийской гражданской войны была единственным вероятным событием обзора этого года, которое одновременно имеет высокую вероятность и высокое потенциальное влияние на интересы США. Ещё один тревожный аспект сирийского кризиса — возможность приобретения химического оружия негосударственными субъектами — также получил уровень I в рейтинге. Предупреждение президента Обамы, что использование такого оружия может пересечь «красную линию» показывает, что Соединённые Штаты могут быть втянуты в глубокий и затяжной конфликт.

Но не все события уровня I по-прежнему остаются. Тяжёлый северокорейский кризис, например, упал до уровня II (т. е. превентивные приоритеты среднего уровня). В стране произошла смена лидера, у Ким Чен Уна меньше необходимости утверждать себя перед оборонным ведомством страны через провокации в отношении Южной Кореи. Также и другие события сместились на уровень II. Постоянная террористическая активность Боко Харама и жёсткие ответы от нигерийских сил безопасности повысили вероятность того, что Нигерия может столкнуться с возросшей политической нестабильностью.

События с самым низким приоритетом относятся к уровню III. Они варьируют от вспышки конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе до возобновления насилия в связи с выборами в Кении. Мы понимаем, что политики могут спокойно игнорировать возможные события с низким приоритетом. Однако возможные последствия событий уровня III — конфликт между Суданом и Южным Суданом — показывают, почему этого делать не стоит. В суданской гражданской войне погибло около двух миллионов человек, и её разрешение было дипломатическим триумфом Соединённых Штатов. Хотя здесь не поставлены под угрозу основные интересы США, возобновление войны уничтожило бы дипломатический выигрыш и вероятно привело бы к дальнейшей гуманитарной катастрофе.

Поскольку сам обзор ограничивается тридцатью возможными событиями, мы также попросили респондентов добавить возможные кризисы, которые мы упустили. Вот некоторые примечательные предложения:

— развязывание третьей палестинской интифады

— широкие народные волнения в Китае, вызванные недовольством экономическими перспективами и политическими реформами

— эскалация американо-иранского военного конфликта в Персидском заливе

— кризис на китайско-индийской границе

— появление нестабильности и насилия в Эфиопии в связи с выборами

— беспорядки на Кубе после смерти Фиделя Кастро и/или потери дееспособности Раулем Кастро

— широкие политические волнения в Венесуэле после смерти или потери дееспособности Уго Чавесом

Как показывает обзор, нет недостатка в кризисах для рассмотрения администрацией Обамы. Даже если президент попытается заняться своими внутренними приоритетами, он не может игнорировать предупреждающие знаки из-за рубежа о чрезвычайных ситуациях.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий