Альтернативное кредитование становится все более и более популярной услугой в бизнес-сообществе, по мнению экспертов. Одной из ключевых услуг в этом направлении является факторинг, весьма положительно влияющий на развитие бизнеса и повышение товарооборота. В данной статье будет рассмотрена организация факторинга, плюсы и минусы обращения к подобной операции.
Факторинг
По сути дела, это посредническая операция, проводимая банком, либо специальной, факторинговой компанией. Ее суть заключается в финансировании Поставщика, в обмен на уступку его денежных требований к Покупателю. Таким образом, банк или факторинговая компания является посредником между импортером и экспортером. Подобная схема выглядит достаточно логично, так как Продавец часто попадает в ситуации, когда товар уже отгружен, но сроки оплаты еще не подошли, в связи с чем возникает дефицит финансов – у фирмы отсутствуют средства на покупку (или производство) новой партии товара для последующей реализации. Именно в такой ситуации на помощь приходит факторинговая компания.
Подобные услуги наиболее востребованы среди:
- Новых компаний, не имеющих достаточного объема капитала, в связи с несвоевременным получением платежей.
- Небольшие фирмы и организации, стремящиеся расширить объемы производства и продаж, к выходу на новые рынки.
- Фирмы, которые по каким-либо причинам не могут воспользоваться вариантами связанными с кредитом.
Следует так же отметить, что факторинг часто рассматривается как «страхование бизнеса», однако справедливость подобного утверждения напрямую зависит от вида сделки.
Классификация видов факторинга, в зависимости от степени риска:
Безрегрессный факторинг – такой вид факторинга, при котором компания или банк, не получив денег с покупателя, не станет требовать возмещения у поставщика.
Сама схема действий, организация факторинга, при этом такова:
- Поставщик улаживает свои дела с покупателем, отгружает товар, договаривается об отсрочке платежа.
- Поставщик связывается с Фактором, передает ему документы подтверждающие выполнение им своей стороны договора.
- Фактор оплачивает счет Покупателя (до 90 % суммы), получает право требовать денежные выплаты взамен Поставщика.
- Покупатель гасит задолженность в соответствия с условиями сделки, но задолженность у него уже перед Фактором.
- Фактор доплачивает поставщику оставшуюся часть суммы, за вычетом стоимости своей посреднической деятельности.
Регрессивный факторинг – такой вид факторинга, при котором компания или банк, не получив денег с покупателя, через какое то время имеет возможность потребовать их уже с поставщика.
Схема, в данном случае, остается аналогичной первому варианту, разница лишь в том, что не получив от Покупателя средств, неисполнении дебитором своих обязательств, клиент обязан возместить Фактору убытки.
Данный вариант кажется более «опасным», однако в России наиболее распространен именно он. Подобная схема отлично подходит тем Поставщикам, которые уверенны в своих Покупателях.