Меняющаяся логика китайско-российских отношений

9725e5d561ae00a25e0f3f31d8fc08cc_screen_shot_2013_03_25_at_17.08.40

Две мировые державы и страны БРИКС пользуются выгодами дружественных отношений, и обе заинтересованы в расширении экономических и политических связей. Однако над ними всегда нависает тень ещё одного крупного игрока.

Си Цзиньпин отправился в качестве нового президента Китая в свой первый заграничный тур, предусматривающий государственный визиты в Россию, Танзанию, Южную Африку и Демократическую Республику Конго. Кроме того, на этой неделе он посетит пятый саммит лидеров стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) в южноафриканском Дурбане.

Для руководителей Китая первым пунктом назначения за рубежом обычно является их большой сосед на западе. Мао Цзедун в 1949 году, Лю Шаоци в 1960-м, Ху Цзиньтао в 2003-м – все в качестве первой своей остановки выбирали Москву. Что касается Дэн Сяопина после его возвращения в 1978 году, ею была Мьянма, а у Ху Яобана в 1983-м – Япония.

Тем не менее, пункт назначения первой зарубежной поездки китайского лидера можно также определить по отдельным факторам текущего момента. Например, когда Цзян Цземинь впервые выехал за границу как глава государства, местом, куда впервые ступила его нога, были Соединённые Штаты – в основном потому, что он находился там с целью участия в азиатско-тихоокеанском саммите АТЭС.

По сравнению с обычной заграничной активностью, первый визит привлекает к себе особое внимание, так как представляет собой важный канал для сообщения лидером, как внутри страны, так и в международном масштабе, о направлении своей дипломатии и стратегических установках.

После своего второго избрания президент Обама первыми странами для государственного визита выбрал Таиланд, Мьянму и Камбоджу, и посетил саммит Восточной Азии. Эти действия подразумевают, что в ближайшие 4 года Азиатско-Тихоокеанский регион будет находится в центре дипломатической политики Америки. После прошлогоднего возвращения Владимира Путина в Кремль, его первый раунд интенсивных зарубежных поездок включал не только Китай и Беларусь, которые являются традиционно дружескими по отношению к России, но и такие западные страны, как Германия и Франция. Это показывает, что в своей внешней политике он учитывает как Восток, так и Запад.

Причины, по которым президент Си при выборе страны для своего первого визита остановился на России и Африке, отчасти связаны с необходимостью включения в его распорядок посещения саммита БРИКС, но они также отражают новое мышление в китайской внешней политике – Пекин исходит из прагматических позиций, с акцентом на периферийную дипломатию.

Потребность друг в друге Китая и России, являющихся крупными державами-соседями, не основаны на общности базовых ценностей. За исключением истории у двух стран немного общего. В последние два десятилетия они довольно осторожно ладили, не сходясь слишком близко и не отчуждаясь друг от друга. Они уважают друг друга, и в то же время каждая из них идёт своим собственным путём.

Очевидно, что в экономическом отношении Россия и Китай дополняют друг друга. Тем не менее, уровень торгового и экономического развития на той и другой стороне несоразмерен. Сотрудничество двух стран на международной арене имеет место главным образом на политическом уровне, и очень часто это обуславливается не логикой двусторонних отношений, а скорее их одинаковой реакцией на действия третьей стороны.

Не спуская глаз с Вашингтона

Соединённые Штаты с шумом возвращаются в Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай постепенно усиливается в Восточной Азии. Региональная обстановка характеризуется ростом напряжённости. Под влиянием территориальных споров из-за островов в Южно-Китайском море и островов Дяоюйдао происходит охлаждение отношений Китая с соседними странам – и даже полная их заморозка. В таких условиях на первый план выходит интерес Китая к поддержанию стабильных отношений с Россией.

В ситуации, когда Китай сталкивается со всё возрастающим давлением со стороны азиатско-тихоокеанских и европейских стран, а равно и Америки, Россия в определённой степени предоставляет поддержку внешней политике Китая. Кроме того, обе страны держались в Совете Безопасности ООН похожей линии по ливийскому и сирийскому вопросам.

Потребность России в Китае заметна даже больше. Частично центром притяжения выступает экономика Китая, и как ясно выразился президент Путин, успех «экономического плавания» России состоит в том, чтобы поймать в паруса «китайский ветер». Но Путин тяготеет к Китаю ещё и из-за необходимости уравновесить американское влияние в регионе.

Отправная точка китайско-российского сотрудничества – прагматизм. Стратегическое сближение двух стран идёт в основном на бумаге. Между этими двумя нациями существует множество различий.

Тем не менее, в силу того, что ни одна сторона не ждёт от другой слишком многого, они будут более позитивно оценивать результаты сотрудничества и стараться улучшить взаимоотношения. Однако для того, чтобы выковать истинное стратегическое партнёрство, основанное на взаимодоверии и политической воле, им ещё предстоит пройти длинный путь.

Более того, не следует преувеличивать значение первого иностранного визита главы государства. Для Китая долгосрочные китайско-американские отношения по-прежнему остаются вопросом первостепенной важности. В ходе своей поездки в Соединённые Штаты в феврале 2012 года до избрания на пост лидера страны Си Цзиньпин привлёк к себе большое внимание американского правительства, деловых и академических кругов, а также средств массовой информации. Во время своей первой пресс-конференции новый премьер-министр Китая Ли Кэцзян много раз использовал слово «интересы», обращаясь к китайско-американским отношениям. Он отметил, что до тех пор, пока интересы обсуждаются, будут и точки соприкосновения, и сближение.

«Пока мы с уважением относимся к основным тревогам друг друга и контролируем наши разногласия, общие интересы позволят нам преодолевать расхождения», – сказал он.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий