Риски на рынке сегодня выше, чем когда-либо

Если вы ждёте, что регуляторы и участники рынка, наученные горьким опытом событий 2008 года, образумятся и станут меньше рисковать, то напрасно.

Уроки истории: фонд «LTCM»

В 1998 году существовал такой инвестфонд «LCTM» (Long-Term Capital Management). В нём работали лучшие из лучших трейдеры Уолл Стрит и даже два будущих лауреата Нобелевской премии.

Этот инвестфонд хвалился своими уникальными моделями управления, которые позволяли генерировать заоблачные прибыли с минимальными рисками. К несчастью для него, он недооценил реальный уровень рисков. Состояние их дел оказалось таково, что капитал в 1 миллиард долларов превратился в убытки размером в 4,6 миллиарда долларов, и всего за какие-то четыре года.

К сожалению, единственное, что Уолл Стрит извлёк из этой истории, это следующее: если разрушения достаточно сильные, то на помощь всегда придёт ФРС.

 И вот вооружившись этой формулой, игроки рынка продолжили погоню за высокими прибылями ценой высоких рисков. И уже в 2008 году мы наблюдаем повторение всей истории, когда в итоге, чувствуя свою безнаказанность, банки взяли средства налогоплательщиков, выплатили себе бонусы и снова начали брать на себя высоченные риски.

Назад в будущее

Теперь нам понятно, почему сегодня риски такие высокие. Следующий спад будет таким же, если не более болезненным. Никто ничему так и не научился. ФРС проглядел самую распространённая черту человеческого характера – склонность к так называемому моральному риску: когда, к примеру, застраховав свой автомобиль, человек начинает чаще нарушать ПДД, зная, что страховка покроет ущерб. Именно так ведут себя игроки рынка, зная, что их прикрывает ФРС.

Точно также как в 2008 году ФРС не мог видеть и не видел раздувание ипотечного «пузыря», так и сегодня он не видит приближение очередного краха.

Малейшей встряски, скажем, в виде рецессии, которая сегодня наблюдается в Европе и Японии, будет достаточно, чтобы вызвать огромные потери по вложениям в облигации. Центральные банки не в состоянии «напечатать» процветание и побороть банкротство с помощью вливания денежной массы.

В конце концов, убытки придётся списать на чей-то счёт. И, скорее всего, это будем мы с вами, налогоплательщики и держатели банковских счетов.

Назревают большие неприятности

Благодаря усилиям ФРС и других центральных банков цены на финансовые активы стремительно растут. При этом рекорды бьют не только цены на акции, но и на облигации. Облигации сильно отличаются от акций по своей природе, и поэтому к росту цен на них стоит относиться с большей опаской.

Объём рынка облигаций в более чем 2 раза превышает объём рынка акций. А если добавить к нему необеспеченные займы – то в 3 раза.

Bonds-and-stocks-total-capitalization
График. В 2010 году совокупный объём финансовых активов превысил докризисный уровень и составил 212 триллионов долларов

Почти половина этих облигаций сильно переоценена. А это означает, что даже незначительные убытки по этим облигациям вызовут триллионные потери.

Стоимость облигаций, в отличие от акций, совпадает с заявленной доходностью. Чем выше цена облигаций, тем ниже доходность. Доходность облигации должна компенсировать риски покупателя, связанные с инфляций, дефолтом и временными факторами.

Поэтому чем хуже финансовое состояние эмитента, чем выше инфляция, и чем больше срок погашения облигации, тем выше ставка по ним. Что может означать рекордное снижение доходности облигаций в текущих условиях? Одно из двух: либо риски дефолта и инфляции находятся на самом низком уровне, либо риски покупателей не компенсируются должным образом.

Иными словами то, что мы наблюдаем сейчас на рынке облигаций, по своим масштабам даже рядом не стоит с ипотечным «пузырём». И поэтому когда рынок облигаций рухнет, последствия будут гораздо более тяжёлыми, чем в 2008 году.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий