Россия превратилась в энергетическую столицу мира?

europolgaz

Меня как-то смутило, что такому значимому сюжету на тему энергетики была выделена лишь 8-я страница первого раздела воскресного издания The Wall Street Journal. Что ни говори, важное нефтегазовое соглашение по разделу продукции между Россией и Китаем – которое целое десятилетие находилось в стадии обсуждения – второстепенным не назовёшь. Действительно, можно утверждать, что события последней недели укрепили роль России в качестве нового центра мира энергетики.

В пылу пятничных приготовлений к уикенду вы могли пропустить известие о том, что крупнейший в мире поставщик энергии и первый её потребитель подписали ряд соглашений. Для начала, с 2018 года российский гигант «Газпром» начнёт ежегодно поставлять в Китай 38 миллиардов кубометров газа. Эта цифра, которую должны последовательно довести примерно до 60 миллиардов кубометров ежегодно, сравнима с 33 миллиардами кубометров, которые в 2012 году получила от «Газпрома» Германия, в настоящий момент крупнейший клиент компании.

Делясь нефтью

Далее, Россия почти удвоит свои нынешние поставки нефти в Китай, включив при этом государственную Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию (CNPC) в долю в российских нефтяных месторождениях. Соглашения были подписаны в Кремле во время первой официальной поездки президента Китая Си Цзиньпиня за рубеж.

Эти соглашения усилят перенос Россией центра своего внимания на Азию, который происходит в условиях снижения спроса со стороны традиционных европейских рынков. Шесть месяцев назад Россия и Япония скрепили подписями соглашение о разработке планов в отношении $7-миллиардного завода по сжижению природного газа в находящемся на тихоокеанском побережье России Владивостоке. Завод будет обеспечиваться газом через запланированную систему трубопроводов «Сила Сибири», которая станет элементом $50-миллиардной программы развития «Газпрома» в восточной части страны.

И, наконец, CNPC будет сотрудничать с нефтяным гигантом «Роснефть» в разработке месторождений на суше и в российской Арктике. В апреле прошлого года российская компания заключила с ExxonMobil и итальянской Eni сделки о партнёрстве, охватывающие Карское море в Арктике и другие районы. По соглашению с Exxon «Роснефти» достанется 30-процентная доля в ряде проектов ExxonMobil в американском Мексиканском заливе, на континенте в США и в Канаде.

С олигархами покончено

И будто пакета договоров с Китаем было недостаточно для повышения и без того выдающихся энергетических данных России, в четверг «Роснефть» завершила покупку ТНК-BP – 10-летнего совместного предприятия группы российских олигархов и BP, бывшего предметом [их] частых споров. Данное товарищество ежегодно отпускало 15 миллионов тонн нефти в Китай. Его приобретение «выстрелило» «Роснефть» на первое место среди котируемых на бирже производителей нефти.

Теперь, в результате продажи ТНК-BP, BP принадлежит 20-процентная доля в «Роснефти», частично компенсированная в сделке акциями «Роснефти». Поэтому опосредованно она приходится партнёром Exxon и Eni по их соответствующим проектам. В придачу были углублены её отношения с CNPC, вместе с которой она восстанавливает гигантское иракское месторождение «Румайла».

Одна очень хорошая книга

Если вы инвестор в энергетике – и в определённой степени нам всем следует ими быть, – то есть великолепный фолиант на тему нефти и газа в России. Ввиду повышения статуса страны в добыче углеводородов, я предлагаю дуракам внимательно прочесть «Колесо фортуны. Битва за нефть и власть в России». В этой книге автор, профессор политологии Джорджтаунского Университета Тейн Густафсон, подробно описывает события, происходившие в энергетическом секторе страны с 1980-х гг.

Главы 4 и 11 особенно актуальны для тех, кто обращается к теме большей частью с позиций инвесторов. Обе главы имеют отношение к приходу иностранных компаний, чья конкретная цель состояла в модернизации устаревших технологий добычи нефти и газа в России (и извлечении из этого прибыли). Первые пришествия состоялись в девяностых, а вторая волна пошла в начале этого века. Содержится обстоятельное рассмотрение ТНК-BP, стороны которого в итоге хорошо вкусили от предприятия, хотя и после устойчивой полосы тягостных неприятностей.

Также исследовано более благотворное движение в страну лидера нефтепромысловых услуг «Шлюмберже», начавшего обретать в ней точку опоры полторы десятка лет назад. Не обойдено вниманием и несчастье, постигшее Royal Dutch Shell на удалённом и заброшенном острове Сахалин. Лет шесть назад компанию заставили продать «Газпрому» свои контрольные позиции в проекте «Сахалин-2» за смешные $7,45 миллиарда, а не $20 миллиардов, изначально продвигавшиеся Shell в качестве своего представления о справедливой рыночной стоимости.

Оценивая будущее

Вглядываясь вперёд, Густафсон утверждает:

История мировой нефтяной промышленности за последние 20 лет демонстрирует её значение как отрасли высокотехнологичных знаний. Последней и наиболее эффектной иллюстрацией этого является ренессанс добычи нефти и газа в США из шельфового газа и трудноизвлекаемой нефти, ставший результатом предпринимательства и инноваций. Однако… точно такой же потенциал для подобного ренессанса есть в России, в самом сердце советской нефтегазовой промышленности, Волго-Уральском районе и Западной Сибири.

Наша задача как инвесторов в ТЭК, как мне кажется, заключается в том, чтобы держать руку на пульсе событий в этой зачастую непостоянной стране, особенно потому, что это влияет на связанные с ней западные компании. Прежде всего я имею в виду ExxonMobil и BP, две компании, которые получают выгоду или убыток от превратностей русской судьбы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий