Российская стратегия в Арктике

Russia_arctic_in-text_kara_seaАрктический регион представляет собой место пересечения жизненно важных интересов России и других арктических государств. В то же время Арктика привлекает внимание и некоторых неакртических стран, заинтересованных в её ресурсах, главным образом углеводородных. Соответственно, продолжающаяся депровинциализация Арктики требует создания новой платформы для международного сотрудничества. Так называемый «арктический вопрос» постоянно обсуждается в России.

Россия в наши дни стоит перед необходимостью определения своей стратегии по отношению к Арктике, отыскания рабочих инструментов по её претворению в жизнь и принятия на себя возможных последствий в её отношениях с другими партнёрами, которые тоже представлены в регионе.

С точки зрения России

С точки зрения России, арктический регион имеет одну исключительную особенность. Для России Арктика относится как к внутреннему, так и внешнему аспекту её политики.

Любая внешнеполитическая деятельность в этой сфере автоматически становится вопросом внутриполитической жизни России. Учитывая эту хрупкость, следует отметить, что основной причиной длительной маргинализации Арктики в российской политической жизни, а также недостатка эффективности её стратегии по отношению к региону, было отсутствие движущей силы политики, которой могло бы быть государство.

Политику России к Арктике нужно рассматривать как полнокровие функций центрального правительства, специализированных федеральных служб, региональных властей и бизнеса. Эта активность никак не координируется, хаотична и зачастую противоречива. Ввиду широкого диапазона действующих лиц вряд ли можно выявить одну законченную и согласованную стратегию. Поэтому более уместным будет охарактеризовать активность России в арктическом регионе как протостратегию или метастратегию.

Факторы, подстёгивающие активность России по отношению к Арктике, можно разделить на две группы: объективные и субъективные. Первая – результат географического положения и не может быть изменена или вызвана самим государством. Вторая группа – результат осознанно избранной политики и в таком качестве является следствием стратегического выбора, сделанного российским правительством и другими действующими лицами, способными на него влиять.

Рост международного интереса

Рост международного интереса к Арктике был в значительной мере подогрет обнародованием результатов исследований климата в полярных районах, которые отчётливо свидетельствуют об усилении процесса таяния льдов. Как следствие, зона обледенения Северного Ледовитого океана постоянно сокращается, а экономическая активность в этом регионе становится всё более привлекательной и потенциально выгодной.

Взаимодействие с другими государствами и негосударственными субъектами показало, что существует вероятность реализации одного из двух возможных сценариев: кооперативного или конфронтационного.

В случае реализации кооперативного сценария он может основываться на таком формате как «Северное сотрудничество» или «Северное измерение», сотрудничестве в рамках Арктического Совета, или «Арктической пятёрки», субрегиональных форумов или двусторонних консультаций. Россия рассматривает итоги сотрудничества с партнёрами по «Северному измерению» как весьма позитивные, особенно реализацию проектов, касающихся охраны природы, утилизации ядерных отходов, восстановления бывших военных баз и их использования для коммерческих и научных целей.

Россия рассчитывает на сближение с североевропейскими государствами, в первую очередь, реализацию общих проектов в рамках Совета Баренцева моря, в том числе совместного управления Северным морским путём, а также на повышение уровня технического сотрудничества с возможностью его распространения на другие области (экономические, стратегические) и другие регионы.

Важно видеть положительные побочные эффекты международного сотрудничества для всего российского Севера, развитие транспорта, возрождение городов и деревень. Это даёт шанс привлечь сюда переселенцев в целях недопущения оставления этих регионов населением. Но чтобы сделать его реальным, нужно выработать новое качество партнёрства и передовых форматов двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Хотя конфронтационный сценарий международного взаимодействия для России нежелателен, его реализацию тоже нельзя исключать. Россия очень обеспокоена усиливающимся воздействием со стороны неарктических стран, особенно британской позицией в пользу Канады, а также растущей активностью Китая, строящего свой собственный ледокольный флот. Опасения России также имеют отношение к возможной политике Исландии, Швеции и Финляндии – членов Арктического Совета – а также предоставлением Данией самоуправления Гренландии, и её потенциально более напористому участию в делах региона.

Россия встревожена декларациям ЕС и НАТО об активизации в арктическом регионе соответствующей их политики. Россия выражает серьёзную озабоченность декларациями представителей НАТО о том, что организация намерена стать переговорной площадкой для всех арктических стран, безопасности перевозок, а также организации оказания экстренной помощи и спасения. В НАТО готовы обеспечивать безопасность морского судоходства на арктических путях. Наиболее глубокое беспокойство связано с тем, что альянс готов гарантировать энергетическую безопасность арктического региона, что широко обсуждается, начиная с бухарестского саммита 2009 года.

Кроме того, Россия опасается интенсификации активности НАТО в регионе и склонна рассматривать блок в качестве элемента ведущейся Соединёнными Штатами деятельности, игнорирующей российские интересы.

Конкуренция за ресурсы

Сильное беспокойство России вызывает перспектива гонки за ресурсы с Евросоюзом, который преобразует свою внешнюю активность в сторону более последовательных действий. С точки зрения России, более активная политика ЕС в Арктике производит впечатление слома логики её прежнего курса в регионе, и она расценивает это как нарушение партнёрских обязательств между ЕС и Россией в рамках «Северного измерения».

ЕС может выражать интересы своих неарктических но по-другому влиятельных членов и тем самым ослаблять позицию России. Россию смутили как растущие амбиции, уже озвученные Европейской комиссией в 2008 году, так и их практические инструменты, например строительство научно-исследовательского ледокола «Аврора Бореалис» или использование космической навигационной систем «Галилео» для наблюдения за поверхностью Арктики, а также финансовая поддержка Гренландии.

Другие опасения вызваны попыткой [Евросоюза] играть роль арбитра по вопросу эксплуатации природных ресурсов, особенно в соответствии с получившими широкое распространение в документах ЕС понятиями «устойчивой эксплуатации энергетических ресурсов» и «экологически безопасных стандартов», которые могут создать почву для обвинений России в их несоблюдении. Помимо этого, Россия обеспокоена требованием Евросоюза о «свободном и равном доступе» к ресурсам, в чём она видит попытку заявить права на ресурсы, расположенные за пределами исключительных экономических зон стран-членов ЕС.

Наиболее противоречивый и вероятный предмет разногласий обусловлен позицией ЕС по благоприятствованию интернационализации Арктики, что прямо отрицает точку зрения России и подрывает её национальные интересы. Россия склонна влиять на ЕС, поощряя позицию его арктических членов, и хочет, чтобы в Арктической стратегии Евросоюза больше внимания уделялось сотрудничеству с Россией, а при выработке общей внешней политики больше прав голоса предоставлялось арктическим странам ЕС.

Плодотворное сотрудничество

Таким образом, продуктивное сотрудничество с партнёрами требует преодоления Россией «комплекса континентальной державы» и поворота к морям, окружающим российские массивы суши. В условиях недостаточности эффективного морского присутствия и недоразвитости береговой инфраструктуры, Россия не сможет выдержать конкуренцию и осуществлять контроль над сектором, на который она заявила свои претензии, как и над использованием его ресурсов. Растущий вес ЕС и НАТО в принятии решений и более эффективные инструменты проекции их силы в Арктике ставят Россию перед реальной угрозой изоляции.

Недостаток консенсуса со своими партнёрами в политической и военной сфере угрожает экономическому сотрудничеству и причиняет имиджевые потери, навешивая ярлык обструкциониста. Это свидетельствует о том, что российская арктическая стратегия проходит через этап трансформации и приспособления к новым геополитическим условиям. В целом же, это означает, что до выработки универсально применимого modus vivendi, её политика при решении самых острых проблем продолжит основываться на прагматическом принципе избирательного сотрудничества на двусторонней основе.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий