Швеция, Россия, НАТО и выдающийся политический театр?

tu160_2

«Будет ли война?» (”Kommer det bli krig?”) – таким был вопрос, сформулированный одной из самых уважаемых газет страны, Svenska Dagbladet (SvD), в статье от 22 апреля, раскрывающей некоторые обстоятельства тренировочного полёта российских ВВС, которые якобы имели место и «до последнего времени держались в секрете». Вскоре материал обсуждало любое значимое средство массовой информации в Швеции: в Страстную Пятницу, где-то в 2 часа ночи, два российских бомбардировщика в сопровождении 4-х истребителей приблизились к шведскому воздушному пространству на расстояние не более 30-40 км, отрабатывая, как предполагается, имитацию атаки на «две определённые цели в области Стокгольма и на юге Швеции». Вот это да! За исключением того, что Россия ранее объявляла о том, что собирается провести на этой неделе военно-воздушные учения («Российские ВВС готовятся к крупным учениями – РИА «Новости»), и в тот момент проходила масштабная военная игра с участием сухопутных и военно-воздушных сил. Тогда, в Страстную Пятницу, «Вашингтон таймс» даже выпустила статью под заголовком: «В Европе ревёт медведь — внеплановые военные учения Путина раздражают соседей России».

Страстная Пятница пришлась на 29 марта, и хотя российские манёвры в мировом масштабе получили относительно небольшое внимание СМИ, так как подобные события рассматриваются многими как «не-события», – когда сюжет передаёт практически каждый новостной источник в стране, общественное восприятие может измениться. Однако иной мог бы резонно заметить, что такое явление есть признак «политического театра» высшего порядка, особенно если предметом существующего политического интереса являются оборонные расходы и членство в НАТО.

К счастью, не все шведские журналисты стали жертвами «медвежьей горячки», и один авторитетный комментатор, Йёран Грейдер, наглядно объяснил своё понимание «потребности в страхе перед русскими». Он указал на то, что подобная боязнь русских была полезна для подталкивания Швеции дальше в сторону членства в НАТО, не говоря уже о поддержке оборонных расходов. А значит, не каждый здесь покупается на идущее шоу; источник в Риксдаге (шведском парламенте) сказал автору, что «страх» был нужен для обоснования 43 миллиардов крон военных расходов, а также для увеличения этой суммы.

Представьте себе, как бы реагировал народ в Штатах, если бы все крупные радио- и телевизионные сети одновременно стали освещать предполагаемую русскую угрозу. Я не говорю уже о том, что сам факт того, что такое освещение могло иметь место, даёт интересную характеристику основным шведским СМИ. Тем не менее, высвечивая некие примечательные политические взгляды в стране, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт с самого начала принизил значение инцидента, по сути, оставив его без внимания как даже не требующий объяснений со стороны России, и оппозиционный член парламента от зелёных в Комитете Риксдага по обороне, похоже, с ним согласен.

«Для российской стороны это обычные учения … всё было корректно», – отметил депутат Петер Радберг в интервью автору, добавив, что «российские учения не были особенными». Когда я спросил Радберга о том, отражает ли внимание, получаемое инцидентом, желание некоторых лиц содействовать увеличению военного бюджета и вступлению в НАТО, он довольно откровенно ответил: «Да, это игра».

В 1966 году, в самый разгар холодной войны, Голливуд выпустил картину «Русские идут! Русские идут!» Описание фильма на IMDb гласит: «Советская подлодка, не имея враждебных намерений, садится на мель у берегов Новой Англии. [На берег] за [буксирным] судном отправляются люди, но многие возбуждённые жители деревни стремятся к рискованному и ненужному кровопролитию». Честно говоря, с сожалением констатирую, что когда ставят вопросы о том, указывают ли события на возможность шведско-российской войны, лично я не знаю, что из происходящего лучше подходит для Голливуда или «Сумеречной зоны» (американский телевизионный сериал, каждый эпизод которого является смесью фэнтези, научной фантастики, драмы или ужаса, часто заканчивающейся жуткой или неожиданной развязкой; прим. mixednews.ru). Но это «особенный случай»… и поэтому я связался с российским посольством в Стокгольме.

На мой первый звонок в посольств ответил дипломат, который с ноткой раздражения в голосе свёл действия в воздухе на Страстную Пятницу к простым учениям, но дал знать, что не уполномочен давать комментариев, и мне нужно позвонить пресс-атташе. На следующий день я так и поступил, но атташе уведомил меня, что в настоящий момент у него нет комментариев по поводу этих событий.

У меня такое впечатление, что эти ребята стараются «не высовываться» в надежде на то, что шведское здравомыслие вскоре возобладает. К сожалению, есть подозрения, согласно которым ещё в прошлый уикенд «русский самолёт-шпион» летал поблизости в международном воздушном пространстве (статья в The Local «В шведском проливе замечен русский самолёт-разведчик»), и нынешний припадок «медвежьей горячки», кажется, ещё далёк от своего завершения. Справедливости ради следует отметить, статья в The Local всё же отмечает, что указанные события происходят «после месяцев горячих дебатов в Швеции о том, хорошо ли оснащены и получают ли достаточное финансирование вооружённые силы».

Здесь, в Швеции, всё о чём я в данный момент могу думать, это слова бывшего президента США Дуайта Эйзенхауэра, сказанные им в своём прощальном выступлении. Есть основания утверждать, что они особенно актуальны при объяснении причин «медвежьей горячки», а возможно даже указывают на лекарство от неё…«Мы должны остерегаться неоправданного влияния военно-промышленного комплекса на  государственные органы, намеренного или случайного. Потенциал разрушительного возвышения неуместной власти есть и будет сохраняться».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий